Об искусстве люди спорили всегда. Но скандалы, вспыхнувшие полтора века назад после первых выставок художников, назвавших себя импрессионистами, поражали накалом страстей. «Мазня!» — таково было мнение не только рядовых зрителей, но и критиков.
Эта книга – ответ тем, кто считает современное искусство не то заумью снобов, не то откровенным обманом. Какой смысл заключен в «Черном квадрате» Малевича? Что имел в виду Энди Уорхол, изображая бесчисленные банки томатного супа? В своем захватывающем и подчас шокирующем рассказе о полуторавековой истории современного искусства Уилл Гомперц не ставит перед собой задачу оценивать те или иные произведения. Он дает читателям «краткий курс» культурных кодов-подсказок, позволяющих самостоятельно ориентироваться в современном художественном пространстве и разбираться, где «пустышка», а где шедевр.
Прошло не так много времени, и живопись импрессионистов завоевала всеобщее признание, и в наши дни считается классикой. В последующие годы и десятилетия того же презрительного ярлыка удостаивались практически все художники, рискнувшие в своем творчестве выйти за рамки устоявшихся норм. Кубисты и футуристы, абстракционисты и конструктивисты, сюрреалисты, концептуалисты, минималисты, постмодернисты… Но почему-то спустя относительно короткое время их «мазня» продавалась на аукционах за рекордно высокие суммы и занимала почетные места в лучших художественных галереях мира. При этом широкая публика по-прежнему смотрела — и продолжает смотреть! — на уже признанные шедевры живописи, графики и скульптуры с недоверием. «Я ничего не понимаю в современном искусстве, — сокрушается обычный человек. — Да и вообще, кто сказал, что это искусство?»
Книга редактора отдела искусств Би-Би-Си Уилла Гомперца — не просто гид по современному искусству. Это своего рода «пособие для чайников» — увлекательный, написанный доступным языком, изобилующий интереснейшими подробностями иллюстрированный рассказ о том, какими путями в последние полтора века двигалась новаторская мысль в изобразительном искусстве. Автор никому не навешивает ярлыков — он знакомит нас с историей появления новых, до дерзости смелых направлений, и помогает в них разобраться, анализирует знаковые произведения и приводит ключевые эпизоды из жизни их создателей.
Эта книга навсегда излечит от робости и смущения, которые охватывали вас в галереях современного искусства!
Interview
Уилл Гомперц – блестящий рассказчик, чья страсть – современное искусство.
Николас Серота, руководитель группы музеев Тейт
Уилл Гомперц – редактор отдела искусств Би-Би-Си. До этого назначения в 2009 году он в течение семи лет работал директором по медиатехнологиям галереи Тейт, самого посещаемого и влиятельного музея современного искусства в мире.
По результатам опроса журнала Creativity Magazine (New York) был назван в числе «50 самых креативно мыслящих людей мира».