ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under для детей

Как с помощью сказки Натальи Риттиной избежать проблем переходного возраста
Сказка-повесть Натальи Риттной «История о том как, Егорка из деревни Александровки камень Алатырь искал» рекомендована детям старшего и среднего возраста, с 12-ти лет. Как правило, жанр сказочного повествования не имеет возрастных ограничений.

Чем руководствовалась автор, указывая на возрастное ограничение – неизвестно, но согласно возрастной периодизации классика отечественной педагогики и психологии Алексея Леонтьева, только с 12 лет у детей формируется произвольное внимание. В переводе на общедоступный это означает, что именно с этого возраста ребенок может не только управлять своим поведением, но и умеет сосредоточится на каком-то виде познавательного процесса. А эту повесть Натальи Риттиной необходимо именно познавать. При этом автор явно намеренно усложняет этот процесс. Уже в самом начале повествования она делает сноски и ссылки, смысл которых обычный ребенок без помощи взрослого вряд ли осилит. Для детского слуха старорусское слово «цельных» вряд ли отличим от привычного «целых», а указание на то, что при царе Александре II срок воинской службы составлял 16 лет вряд ли знает и старшеклассник. Если обратиться к нынешнему школьному учебнику, царь-реформатор отменил крепостное право и провел несколько реформ, в том числе военную, но без подобного рода подробностей. Даже взрослый с интересом для себя откроет значение слова «беспелюха» – неряха. И подобного рода слов-загадок на каждой странице от двух до десяти, за каждым словом-определением скрывается не только целый пласт забытой лингвистической культуры. Например, автор напоминает о «законах Гармонии» наших предков – это целый мир непознанного для подавляющего большинства взрослых. При этом фабула сказки довольно проста: мальчик Егорка из деревни Александровки мечтает найти легендарный камень Алатырь, чтобы обрести необходимые духовные силы и знания, благодаря которым он смог бы исцелить свою бабушку – единственного родного человека на свете. Стоит напомнить, что славянская мифология довольно часто упоминает о существовании этого камня, являющегося, согласно поверьям, центром Вселенной. Народные языческие верования наделяли его безграничной силой. Принятие христианства не отправило в небытие этот сакральный камень. Как и многие другие элементы язычества на Руси, он плавно «перекочевал» в христианство. Просто ранее считалось, что на Алатыре, как на троне, восседал в зимнее время бог молний Перун, а сейчас его место заняли святые. Где же находится этот камень? Что это за центр всего Универсума, связующий живых и мертвых, Явь и Навь? И что подразумевается под самим камнем – какой минерал? На все эти вопросы книга не даст ответа, она только даст толчок к долгому пути исследования очень многих тем, проблем и вопросов. Поэтому, покупая эту книгу, взрослый должен отдавать себе отчет в том, что подросток будет задавать бесконечные «почему», «как» и «зачем». От этих вопросов можно и отмахнуться, но под угрозой потери собственного авторитета. Идеальный вариант прочтения это книги –  читать ее вместе – взрослый и ребенок, укутавшись в теплых плед, отложив на потом все дела и заботы. Причем, взрослый обязательно должен быть соразказчиком и толкователем. Читать небольшими отрывками, отвлекаясь на отсылы пояснения автора. Намеренно или интуитивно Наталья Риттина создала произведение, которое придется читать и перечитывать по нескольку раз, и после каждого прочтения будут открываться новые горизонты познания не только у подростка, которому она предназначена. С точки зрения социальной психологии, познавательный процесс, происходящий под непосредственным контролем взрослого в дальнейшем позволит избежать массу проблем в переходном возрасте.

Наталья Юрьевна Риттина родилась в г. Мурманске, в семье моряка. Окончила отделение `география – биология` естественно – географического факультета КГПИ, далее окончила с отличием аспирантуру при Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) (бывш. МГПИ им. В.И. Ленина) по специальности: `экономическая и социальная география зарубежных стран` (Географический ф-т; кафедра экономической и социальной географии). Тема научных исследований относилась к области рекреационного райнирования (науч. рук.: д. г. н., проф. академик РАО В.П. Максаковский). Дополнительное образование: Высшие курсы иностранных языков Министерства иностранных дел Российской Федерации (ВКИЯ МИД РФ). Сказки и фантастические повести начала писать для дочери Марии. Издает свои произведения с 2009 г. Вес 550 гр.

Комментариев (0) Posted by Said on Пятница, декабря 8, 2017


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

Post A Comment