Как с помощью сказки Натальи Риттиной избежать проблем переходного возраста
Сказка-повесть Натальи Риттной «История о том как, Егорка из деревни Александровки камень Алатырь искал» рекомендована детям старшего и среднего возраста, с 12-ти лет. Как правило, жанр сказочного повествования не имеет возрастных ограничений.
Чем руководствовалась автор, указывая на возрастное ограничение – неизвестно, но согласно возрастной периодизации классика отечественной педагогики и психологии Алексея Леонтьева, только с 12 лет у детей формируется произвольное внимание. В переводе на общедоступный это означает, что именно с этого возраста ребенок может не только управлять своим поведением, но и умеет сосредоточится на каком-то виде познавательного процесса. А эту повесть Натальи Риттиной необходимо именно познавать. При этом автор явно намеренно усложняет этот процесс. Уже в самом начале повествования она делает сноски и ссылки, смысл которых обычный ребенок без помощи взрослого вряд ли осилит. Для детского слуха старорусское слово «цельных» вряд ли отличим от привычного «целых», а указание на то, что при царе Александре II срок воинской службы составлял 16 лет вряд ли знает и старшеклассник. Если обратиться к нынешнему школьному учебнику, царь-реформатор отменил крепостное право и провел несколько реформ, в том числе военную, но без подобного рода подробностей. Даже взрослый с интересом для себя откроет значение слова «беспелюха» – неряха. И подобного рода слов-загадок на каждой странице от двух до десяти, за каждым словом-определением скрывается не только целый пласт забытой лингвистической культуры. Например, автор напоминает о «законах Гармонии» наших предков – это целый мир непознанного для подавляющего большинства взрослых. При этом фабула сказки довольно проста: мальчик Егорка из деревни Александровки мечтает найти легендарный камень Алатырь, чтобы обрести необходимые духовные силы и знания, благодаря которым он смог бы исцелить свою бабушку – единственного родного человека на свете. Стоит напомнить, что славянская мифология довольно часто упоминает о существовании этого камня, являющегося, согласно поверьям, центром Вселенной. Народные языческие верования наделяли его безграничной силой. Принятие христианства не отправило в небытие этот сакральный камень. Как и многие другие элементы язычества на Руси, он плавно «перекочевал» в христианство. Просто ранее считалось, что на Алатыре, как на троне, восседал в зимнее время бог молний Перун, а сейчас его место заняли святые. Где же находится этот камень? Что это за центр всего Универсума, связующий живых и мертвых, Явь и Навь? И что подразумевается под самим камнем – какой минерал? На все эти вопросы книга не даст ответа, она только даст толчок к долгому пути исследования очень многих тем, проблем и вопросов. Поэтому, покупая эту книгу, взрослый должен отдавать себе отчет в том, что подросток будет задавать бесконечные «почему», «как» и «зачем». От этих вопросов можно и отмахнуться, но под угрозой потери собственного авторитета. Идеальный вариант прочтения это книги – читать ее вместе – взрослый и ребенок, укутавшись в теплых плед, отложив на потом все дела и заботы. Причем, взрослый обязательно должен быть соразказчиком и толкователем. Читать небольшими отрывками, отвлекаясь на отсылы пояснения автора. Намеренно или интуитивно Наталья Риттина создала произведение, которое придется читать и перечитывать по нескольку раз, и после каждого прочтения будут открываться новые горизонты познания не только у подростка, которому она предназначена. С точки зрения социальной психологии, познавательный процесс, происходящий под непосредственным контролем взрослого в дальнейшем позволит избежать массу проблем в переходном возрасте.
Наталья Юрьевна Риттина родилась в г. Мурманске, в семье моряка. Окончила отделение `география – биология` естественно – географического факультета КГПИ, далее окончила с отличием аспирантуру при Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) (бывш. МГПИ им. В.И. Ленина) по специальности: `экономическая и социальная география зарубежных стран` (Географический ф-т; кафедра экономической и социальной географии). Тема научных исследований относилась к области рекреационного райнирования (науч. рук.: д. г. н., проф. академик РАО В.П. Максаковский). Дополнительное образование: Высшие курсы иностранных языков Министерства иностранных дел Российской Федерации (ВКИЯ МИД РФ). Сказки и фантастические повести начала писать для дочери Марии. Издает свои произведения с 2009 г. Вес 550 гр.