ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under Разное

Издательство «Альпина нон-фикшн» готовит к выходу книгу «Ради Радио. Как стать популярным ведущим», автор – диджей популярной радиостанции Наталья Ярцева.

Стать радиоведущим или диджеем на радиостанции мечтает даже тот, кто говорит, что не слушает радио вообще. Еще бы, голос «короля микрофона» слышен от Москвы до самых до окраин, а телефоны во время его эфиров разрываются от звонков поклонниц и поклонников. Стать звездой эфира непросто, но при желании возможно все! Ведущий московской радиостанции NRJ Наталия Ярцева не только дает читателям реальные советы о том, как стать диджеем на радио «с нуля», но и делится секретами этой удивительной профессии.
Книга рассчитана на широкую аудиторию.

С разрешения издательства “Альпина нон-фикшн” представляем фрагмент из книги “Ради Радио. Как стать популярным ведущим”:

Что нужно, чтобы о вас услышали

Итак, мы подошли к самому главному. Ключевой момент на пути к вашей мечте это демозапись. Сразу оговорюсь: известны радиоведущие, которые пришли “с улицы” и миновали этот этап. Они просто пришли и сказали: “Демо нет, вы просто послушайте меня!”. Такое срабатывает, но шанс невелик. Во-первых, постороннему человеку сложно проникнуть в редакцию.
Во-вторых, программный директор достаточно занятой человек и ему может быть не до вас. Идеальный вариант трехминутная запись вашего голоса. Чтобы программный сел, послушал, отхлебнул какао и сказал: “В этом парне (этой девушке) что-то есть!”.
Где взять демо? Как его сделать? И как сделать такую запись, которая сразу сразит наповал?
Здесь я могу рассказать, как я попала работать на NRJ. Мне всегда нравилось все, что звучало на волне 104,2. Сначала это было радио “Танго”, и там была очень симпатичная музыка. Затем появилась “Энергия”, и я поняла, что раз эта станция новая, там наверняка ищут ведущих. Наш разговор с Русланом Николаевым (на тот момент руководителем) был недолгим:
“Я бы хотел вас взять, но у нас в эфире будут работать только мальчики”. Я решила подождать смены формата и пошла работать на НТВ. Пока шли съемки документальных фильмов про людоедов и фетишистов, ветер на “Энергии” переменился, и к штурвалу встал Роман Олегов (в прошлом ведущий “Европы Плюс”).
Я пришла к Роме и дала ему послушать мою программу “Стаканкино” другого варианта демонстрационной записи у меня не было. Однако оказалось, что последнее вакантное место уже занял Андрей Карнов. А мое демо Олегов передал на дружественное радио “Диско” (сей%
час на этой частоте “Юмор FM”). Программным директором там работал Дима Юдин именно он когда-то обучал меня азам радиожурналистики. Как тесен мир! Но на “Диско”, увы, тоже не было мест. Буквально через две недели на “Энергию” срочно потребовался ведущий на выходные дни, и мне позвонили. Сева Полищук провел для меня экстренный курс молодого бойца, и с октября 2005 г. частота 104,2 FM стала для меня родной. Как видите, у меня не было демо в традиционном понимании эту роль исполнила программа, где просто звучал мой голос. Может быть, поэтому я не сразу получила желаемую работу. Итак, давайте разберемся, как сделать правильную запись. Первое, что вам нужно, это друг-звукорежиссер или настоящая студия звукозаписи. Их услуги обойдутся вам рублей в 500-1000. Ваша задача состоит в записи скимера небольшой нарезки из песен, которые перемежаются вашими спичами. Во время записи старайтесь говорить не на словах песни, а на ее мелодии лучше в самом начале или на хвостике композиции. Как попасть скимером в “яблочко”? Прежде всего выбирайте композиции под формат радиостанции,на которую хотите устроиться. Если вы желаете одновременно разослать свои демонстрационные записи на “Наше радио”, NRJ и “Ретро FM”, то лучше сделать три разные нарезки. Вряд ли на станции формата Nostalgia будут слушать, как вы комментируете свежие клубные новинки. Подводки к песням не должны быть длинными в идеале 10-25 секунд. Еще лучше, если вы прокомментируете не только песни, но и популярные рубрики станции. Для этого послушайте любимую волну в течение часа и выпишите все, что диджей говорит в эфире (прогноз погоды, пробки на дорогах, передача приветов, подводка к новостям и т. д.).
Затем подготовьте свой собственный текст и озвучьте его. Когда программный директор услышит на вашем скимере знакомые вещи, у него возникнет подсознательное ощущение, что вы свой парень и вас, слаба богу, ничему учить не надо. Однако учтите, что голос, манера, интонация тоже должны быть в формате радиостанции, иначе никакие ухищрения вас не спасут, а наоборот, выпукло обнаружится ваше несоответствие. С этой целью послушайте и постарайтесь скопировать самого топового диджея этой станции (найти его несложно он работает вечером по будням). Но подражайте не слово в слово (копия неизбежно окажется хуже оригинала), а уловите общую стилистику. Разумеется, если у вас незаурядный талант, то вряд ли стоит делать с кого-то кальку: просто будьте собой.
Как раз на этом этапе вы сами поймете, насколько соответствуете выбранной радиостанции. Вообразите, что вы уже стали радиоведущим, войдите в эту реальность и покажите, что вы можете стать частью команды. Если вы с трудом представляете себя у микрофона, то,
возможно, вам надо поискать другое занятие. Если, однако, желание стать ведущим на радио у вас настоящее, то читайте дальше.
О том, как заставлять желания сбываться, написана масса книг и снята масса фильмов. Меня, признаться, эта тема интересовала всегда. Я прочитала, посмотрела и послушала много всего про техники создания нужных событий. Вот основные данные.

1. Вы творец собственной судьбы. Все ситуации, в которые, как нам кажется, мы попадаем, мы создаем для себя сами, а процесс их создания происходит в нашей голове. Мысль или эмоция материализуются.
2. Своими мыслями вы формируете события. Все, что происходит в вашем воображении, это “первая вселенная”. Все, что происходит в воображении других людей, “вторая вселенная”. Ну и окружающий нас видимый мир это “третья вселенная”. Для того чтобы событие произошло в “третьей вселенной”, мы сначала должны создать его в “первой вселенной”. К примеру, если у вас в голове никак не укладывается, что вы можете стать кандидатом наук, миллионером
или голливудским актером, то шанс на то, что вы действительно станете кем-то из них, ничтожен. Зато если вы каждый день представляете, как ловко вы включаете микрофон в студии, то однажды наступит момент, когда это случится наяву в “третьей вселенной”. Много
раз прокрутите желаемое событие в голове, и тогда оно рано или поздно наступит. Работает и обратная схема: если вы хотите, чтобы ситуация или определенный человек исчезли из вашей жизни – просто прекратите о них думать!
3. Материалисты могут протестовать, но против практики не пойдешь. Приходилось ли вам “случайно” встречать человека, которого вы вспоминали буквально накануне? Бывало ли так, что, когда вы были в полном отчаянии, внезапно приходила помощь? А можете ли вы
понимать с полу слова своих лучших друзей или, не сговариваясь с ними, хотеть одного и того же? Что, если это легкая форма телепатии? Эта способность доступна каждому из нас. Все дело в том, что мир пронизывает тонкое информационное поле, и мы все в той или иной мере его “слышим”. Особенно хорошо его ощущают дети они не придают значения манерам и социальному лоску, зато сразу начинают плакать или смеяться, когда рядом оказывается новый человек.
4. Как работать с тонким информационным полем? Просто “повесьте” на него свое желание. Оно, однако, должно быть довольно сильным, чтобы остальные тоже его ощутили. Создайте постулат: “Я работаю на радио!” В конце концов окружающие почувствуют это, а значит, согласятся с этим, и, стало быть, ваше желание воплотится в “третьей вселенной”. Но говорить о нем
лучше не надо, просто потому что – да-да, многие не захотят, чтобы ваша мечта сбылась.
5. Негативный опыт, накопленный нами за жизнь, часто мешает создавать постулаты “Я богат”, “Я знаменит” и т. д. Вспомните, как бывают уверены в себе и своих силах дети. Многие готовы стать президентом и искренне думают, что научатся управлять страной в два счета. Спросите детей спустя 20 лет, хотят ли они встать во главе государства. Эта задача покажется им чересчур сложной и просто малореальной. Детская наивность сменилась житейским опытом? Может быть.
Но если вы хотите получить желаемое, нужно опять почувствовать себя ребенком, который может абсолютно все. Постарайтесь забыть на время “горький жизненный опыт” и найдите в себе уверенность.
6. Вселенная реагирует не только на мысли, но и на любые другие наши чувства. Позитивные эмоции (радость, восторг, энтузиазм) как бы добавляют вашему желанию ускорение. Прокручивая желательное событие в голове, радуйтесь, словно оно уже осуществилось. Да и вообще старайтесь побольше веселиться, и чем искреннее будет ваше веселье, тем лучше. Вы
тем самым даете вселенной понять, что всем на свете довольны. За это вселенная будет посылать вам все больше и больше позитивных событий, чтобы ваше удовлетворение росло и дальше. В одной книге я прочитала, что не менее хороша эмоция страха. Как считают некоторые, при страхе выделяется большой сгусток энергии, и если в этот момент загадать желание, то оно сбудется. Это действительно так! Я проверяла это правило два раза: когда каталась на “американских” горках и когда прыгала с парашютом. Буквально через месяц после того, как я загадывала желание, происходили чудеса. Было лишь одно “но”: Желания сбывались с точностью до слова, но не совсем так, как я на самом деле хотела, а с каким-то совсем
невыгодным мне условием. В общем, я отказывалась от них или сразу, или спустя какое-то время. Возможно, все дело в точной формулировке или в той сильной, но негативной эмоции страха, которая при этом присутствует. Словом, с тех пор я стараюсь загадывать желания, испытывая душевный подъем.
7. Практически все мы в детстве проходили допрос с пристрастием на тему “Кем ты хочешь быть?”. Вырастая, мы пытаемся кем-то быть мы можем вообще всю жизнь менять профессии, не понимая, кем же на самом деле нам нужно быть. Есть и второй странный вопрос, который задают ребенку: “Что ты хочешь в жизни делать?” И снова человек может до смерти что-то делать и делать, делать и делать, не понимая, к чему все это. Оптимальной представляется вот такая формулировка: “А что в итоге ты хочешь иметь?” Как знают спортсмены, чтобы победить, надо представлять себе цель, к которой стремишься. Схема очень простая: БЫТЬ ДЕЛАТЬ ИМЕТЬ.

Практическое применение этой схемы может выглядеть так: хочешь благополучную семью (ИМЕТЬ), найди достойного партнера (ДЕЛАТЬ), соответствуй его пожеланиям (БЫТЬ).
А вот что нужно ДЕЛАТЬ и каким БЫТЬ, чтобы ИМЕТЬ работу на радио, вы узнаете дальше.

Собеседование с программным директором

Итак, скимер готов у вас уже есть что сказать и показать миру. Теперь начинается игра под названием “Погоня за программным директором”. В этой игре, как на войне, все средства хороши: связи, Интернет, обрывание телефонных линий, “случайная встреча” на кинопремьере. Ученые доказали, что все люди в мире знакомы друг с другом через шесть рукопожатий. Например, через каких людей я знакома с Мадонной? А вот через каких:
я – Дмитрий Фонарев из Национальной ассоциации тело хранителей России – Дэвид Мицкевич, телохранитель Мадонны – сама поп-королева.
Теоретически может настать такой день, когда я буду пить лимонад на ее ранчо. Ну а если вы позвоните мне в эфир и познакомитесь со мной, то мы сможем поехать к Мадонне вместе.
В общем, связи решают все. Еще один канал доступа сайт радиостанции. На нем наверняка есть телефоны PR-директора, рекламной службы, приемной.
Свое демо можно отправить на станцию и по почте. Самые смелые подкарауливают сотрудников станции и вручают им свои скимеры. Вот только мой искренний совет: не передавайте свою демозапись с диджеем. Если судить по тому, что эти люди говорят в эфире, может показаться, что всем ведущим можно доверять. В реальности же только камикадзе начнут добровольно помогать своему потенциальному сопернику. Когда фантазия у DJ истощается, интерес к нему притупляется, и тут того и гляди “свежая кровь” займет его место. В общем, не тратьте времени даром и не разбрасывайтесь скимерами направо и налево. Свое произведение надо отдавать в руки продюсеру, программному директору, выпускающему или музыкальному редактору. Если вы сделали хорошую демонстрационную запись, а на радио появились вакантные места, вас могут пригласить на собеседование. Оно будет для вас еще более важным этапом, чем запись скимера. Лично я обожаю ходить на встречи с потенциальными начальниками и считаю, что это прекрасная возможность лишний раз покрасоваться и продемонстрировать всю палитру своих качеств и умений. Отнеситесь к интервью как к продаже себя. Вообразите, что вы в одном лице и талант, и продвигающий его продюсер. Мастерски сыграйте свою роль на этой “ярмарке тщеславия”, но постарайтесь в горячке не сказать лишнего.
Итак, пять высказываний, которые могут поставить крест на вашей кандидатуре.
1. Вообще-то я хочу работать на ТВ, но стесняюсь своей внешности. Вот решил попробовать для начала на радио, а там посмотрим.
Телевидение и радио “заклятые друзья”. Так как у них много общего, они постоянно ревнуют
своих сотрудников. Если говорить образно, радио это уютные домашние тапочки, а телевидение дорогие кожаные ботфорты. И то и другое обувь, но, как говорят в Одессе, между ними есть две большие разницы.
2. Мой начальник цеха деспот и самодур. Я уверен, у вас на радио жизнь попроще.
Принято считать, что все руководители тираны и крикуны, но, обесценивая своего бывшего шефа, вы кидаете камень в огород будущего. “Что этот болтун будет говорить обо мне?” подумает программный директор и вычеркнет вас из списка претендентов.
3. Я в постоянных исканиях в детстве мечтал стать космонавтом, потом подметал улицы. И вообще у меня большие личные проблемы, о которых я буду говорить в эфире.
“Поиск себя это круто, но в другом месте и не за мой счет” вот что подумает ваш визави и ответит отказом.
4. У меня куча денег, просто думаю у вас тут поработать, чтобы друзья поприкалывались.
Многие воспринимают радио как развлечение, а не бизнес. Даже если вы и вправду такого мнения, не говорите об этом открыто. Руководству нужны надежные кадры, а не ребята, которые пришли на пару дней шутки ради.
5. На прошлой работе я не спелся с коллективом.
Офис, который вы оставили, был населен пауками и ядовитыми змеями? Такое бывает, однако увольнение по этой причине может характеризовать вас как человека, не способного общаться и выстраивать рабочие отношения с коллегами. На радио очень ценится умение работать в команде! Кстати, очень частый вопрос на собеседованиях: “Почему вы ушли с прошлой работы?”

Пять вещей, которые обязательно нужно сказать программному директору:
1. Я уволился с прошлого места работы, потому что хочу работать у вас.
Дальше должен забить фонтан из комплиментов, реверансов и похвал в адрес станции, музыки, ведущих и радио в целом.
2. Мне нигде не давали раскрыть свой творческий потенциал, поэтому я хочу реализовать его на
радио. И вот тут, пожалуйста, рассказывайте о своих талантах, навыках и желании многому учиться.
3. Я слышал, этот труд достойно оплачивается. Ненавязчиво намекните, что финансовая политика станции вас очень устраивает, хотя не только в деньгах дело. Шефу будет приятно думать, что он вас перекупил.
4. Я достиг потолка на прошлой работе и хочу двигаться дальше. Работодатель будет рад тому, что вы хотите изменить профиль своей деятельности в его пользу.
5. Я знаю, что принесу пользу вашей станции. Это самый убойный аргумент, но вас могут попросить ответить более развернутым образом. Расскажите о своих новаторских идеях и проектах, которые вы хотели бы осуществить. Это уж точно заинтересует собеседников.

Многие руководители станций успели убедиться, что искусство речи для радиоведущего – не так важно.
Голос можно поставить, а интонацию отработать. Но если ведущий несет чепуху, это бьет по рейтингу станции. У каждого начальника своя собственная шкала требований к ведущему радиоэфира например, вот требования Валери Геллер. Если вы обладаете перечисленными ниже характеристиками, ваши шансы получить работу велики.
1. Развитый интеллект, эрудиция, желание расширять познания. Человек, который не проявляет интереса к внешнему и внутреннему миру, не будет интересен аудитории.
2. Наблюдательность, заинтересованность. Проще говоря, не пытайтесь заинтересовать других собой, а начните сами интересоваться людьми.
3. Богатый жизненный опыт, обилие историй собственных и чужих, прохождение через множество
испытаний. Все, что не убивает нас, делает нас сильнее, а также мудрее и интереснее.
4. Широта взглядов. Имейте много “углов зрения”, будьте способны понять позицию другого. Больше интересуйтесь, нежели навязывайте свое мнение.
5. Любопытство. Умение задавать, задавать и еще раз задавать вопросы.
6. Наличие собственного мнения. На любые вопросы старайтесь ответить самостоятельно, тогда будет проще слушать оппонента и защищать свою точку зрения.
7. Эмоциональность и страстность во всем: в отношении к работе, к радиостанции, к людям, к жизни.
8. Хороший ведущий должен быть хорошим слушателем. Еще Дейл Карнеги открыл, что хороший
собеседник тот, кто хорошо умеет слушать. Умейте не просто слушать, но и слышать, а также читать между строк.
9. Хорошее чувство юмора. Если вы сумеете рассмешить слушателей, они ваши.
10. Позиция игрока. Если мир не кажется вам пыльным, унылым местом, а, наоборот, у вас в глазах пляшут озорные черти, если вы можете поддразнивать, приятно раздражать, запоминаться вас возьмут.
11. Фактор странности. Считается, что творческий человек должен быть с легкой сумасшедшинкой, поэтому “нормальных” людей на радио не берут. Чем больше в человеке симпатичной странности, тем лучше.
12. Хорошие коммуникативные навыки. Вы хорошо общаетесь, быстро и собранно отвечаете на вопросы и сами их задаете. У вас много друзей, вы ладите даже с соседями значит, по этому пункту у вас полный порядок.
13. Доверие. Вы станете звездой, если аудитория согласится открыть вам свое сердце и ум.
По словам Геллер, самый простой и действенный критерий для отбора ведущего представить,
сможешь ли ты проехать с ним пять часов в машине.

Не будет ли тебе скучно, неловко, омерзительно? Улучшится ли настроение, узнаешь ли ты что-то интересное, будет ли ваше общение теплым?
Как правило, собеседование это игра в словесный пингпонг. Отбивать мячик (т. е. давать ответы) лучше быстро и четко (время деньги). Если вы никак не можете собраться с мыслями в обычном офисном кабинете, что же с вами случится у включенного микрофона?
Дополнительными плюсами на собеседовании станут ваши собственные вопросы. Покажите, что вы заинтересованы, что вы хороший слушатель. Расскажите, что вы сами думаете об этой радиостанции, почему вы хотите вести эфиры именно на ней, похвалите формат, лестно отзовитесь о коллективе диджеев, выразите восторг от розыгрышей и промоакций это будет контрольный выстрел в голову программного директора. Умный руководитель предпочтет взять того, кто любит его станцию и хочет на ней работать, чем надменного профессионала без капли интереса в глазах. Учтите, что при этом все равно важно иметь хороший голос и соответствовать хотя бы 10 указанным выше характеристикам.
Итак, собеседование прошло успешно, вам даже показали студию, из которой ведется вещание. После этого в сказке может наступить антракт. На всякий случай будьте готовы к долгому ожиданию ответа или зависанию в базе данных, к должности “мальчика с кистями”, стажировке на голом энтузиазме и в ночных эфирах.
Зато что будет потом!
Если программный директор сказал, что на данный момент вакансий нет, это еще не конец света.
Вполне возможно, что через неделю он поссорится с какой-нибудь супер звездой и уволит ее, а на ее месте окажетесь вы. Так что будьте настырны, оставляйте свои координаты.
Кстати, не надо зацикливаться на одной-единственной радиостанции мало кто сразу начинает работать в брендовых компаниях. Чем больше резюме вы разошлете, тем больше у вас шансов получить предложение. А вдруг вам сделают целых два? По статистике, у нас в стране около 1300 FM-радиостанций (из них московских около 60) так что вашему таланту точно найдется место. Кстати, в Америке их в четыре с половиной раза больше. О том, как стать диджеем нью-йоркской станции, вы узнаете в главе 7.

Содержание книги “Ради Радио. Как стать популярным ведущим”:

Глава 1 Немного серьезного для начала
Как я и мои друзья попали на радио.
Страшная правда
Радио изобрел дантист?
Легенды эфира: Ларри Кинг, Сева Новгородцев, Говард Стерн

Глава 2 Вы решили пойти на радио. Семь счастливых шагов, которые нужно сделать
Хм, где бы мне поработать?
Ставим голос
Сделайте себе имя прямо сейчас!
Выбираем псевдоним
Что нужно, чтобы о вас услышали
Собеседование с программным директором
Найдите свой стиль
Поздравляю с первым эфиром!

Глава 3 Вы стали ведущим. Что дальше?
Работа с плей-листом
По ту сторону приемника
Как стать королем эфира.
10 секретов для слушателей
Кто из нас тут звезда?!
Страшный сон радиодиджея.
Готовьтесь, он будет сниться и вам!
Этика эфирной студии.
Никакой еды, друзей и животных

Глава 4 Слово редактора

Читать по бумажке или говорить?
Подводка — это не субмарина. Как готовить свои тексты
Новости — особая статья
Радиокорреспондент — это интересно вдвойне

Глава 5 Самый короткий путь к славе

Утреннее шоу: зевать или смеяться?
Вечернее шоу: привет городским пробкам
Авторская программа

Глава 6 Деньги. Сколько ты будешь зарабатывать

Немного слухов о зарплате звезд
Эй, а где мой миллион?
Какие выгоды дает эфир. Пять дополнительных источников дохода

Глава 7 А как у них? Заграничный FM. Как найти русско язычные станции за границей. С кем разговаривать. К чему готовиться. Легко ли получить на них работу
Эфир в Берлине? Это возможно!
Как «американская мечта» сбылась у Олега Фриша

Глава 8 Радиошутки. Реальные и просто нереальные эфирные истории, оговорки радиоведущих
Радиословарик

Комментариев (1) Posted by Said on Четверг, декабря 11, 2008


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

One Response to “Ради Радио. Как стать популярным ведущим”

Post A Comment