ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under Разное

В конце октября в издательстве «КоЛибри» выйдет новый том авторского проекта Леонида Парфенова «Намедни. Наша эра. 1946-1960».
Седьмой том посвящен пятнадцати послевоенным годам, которые не входили в телеверсию. Советская эпоха, как оказалось, не ушла в прошлое, продолжаясь в нынешней российской жизни. В книге собрано 344 феномена и свыше 500 иллюстраций – фотографий, плакатов, карикатур, репродукций картин и рисунков тех лет.

Самый большой российский документальный сериал «Намедни 1961–2003» был многократно показан в эфире, выпущен на видеокассетах и DVD. Конечно, книга-альбом – совсем другой формат, но принцип построения – монтаж «людей, событий, явлений» год за годом – сохранен.

Седьмой по счету, «нулевой» по порядку, полуторный по объему, этот том книжного проекта «Намедни» охватывает 15 послевоенных лет: 1946–1960. Поровну разделенные смертью Сталина, они вместили две эпохи: зрелой советской империи и начала ее распада. Потому так ярки и контрастны события-люди-явления. От «заморозков» до «оттепели»: АК-47 и Аденауэр, Берия и Брижит Бардо, «Василий Теркин» и Венгерское восстание, габардин и «Голубка» Пикассо, «Дело врачей» и «Доктор Живаго», Ив Монтан и Иван Бровкин, Корейская война и «Кубанские казаки», пижамы и «Победа», Перон и «Подмосковные вечера», совнархозы и стиляги, «Современник» и спутник, Хикмет и Хрущев, Фадеев и Фестиваль…

Леонид Парфенов:

«Телепроект «Намедни» начинался с 1961 года – мол, явно новая эпоха, очеловечивание строя. Но, конечно, «оттепель» – и в этом смысле 60-е годы – начались раньше: в 1954–1956-м. И кончились они до срока – советскими танками в Праге в 1968-м. А время «оттепели» не понять и не оценить без предыдущих «заморозков». Вот и решено было сделать «полуторный» том про 15 послевоенных лет, не имеющих отношения к телеверсии.
Другая причина ретроспективного интереса: позднюю сталинскую империю у нас все чаще считают государственным и национальным идеалом. Вообще, давнее советское прошлое все более становится для российских 2010-х настоящим – и современным, и истинным. А какие события, люди, явления его образовывали?
Трудность для иллюстрирования издания – постановочность почти всей профессиональной советской фотосъемки той поры. Война без прикрас есть, а в мирное время редакционные требования снова ужесточились. Потом многие наши репортеры будут снимать и «в стол», а пока они еще очень оглядываются на «проходимость» снимков в печать.
Тем ценнее независимый взгляд редких западных визитеров в тогдашний СССР: мэтров Роберта Капы («Отмена карточек», 1947) и Анри Картье-Брессона («Домино», 1950), молодого Жан-Пьера Педраццини («ГУМ», 1956). Этот том по счету седьмой, а по порядку как бы «нулевой». Но дальше снова пойдем вперед, и в восьмом томе, надеюсь, будут годы 2011–2015».

Комментариев (0) Posted by Said on Понедельник, сентября 29, 2014


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

Post A Comment