В конце октября в издательстве «КоЛибри» выйдет новый том авторского проекта Леонида Парфенова «Намедни. Наша эра. 1946-1960».
Седьмой том посвящен пятнадцати послевоенным годам, которые не входили в телеверсию. Советская эпоха, как оказалось, не ушла в прошлое, продолжаясь в нынешней российской жизни. В книге собрано 344 феномена и свыше 500 иллюстраций – фотографий, плакатов, карикатур, репродукций картин и рисунков тех лет.
Самый большой российский документальный сериал «Намедни 1961–2003» был многократно показан в эфире, выпущен на видеокассетах и DVD. Конечно, книга-альбом – совсем другой формат, но принцип построения – монтаж «людей, событий, явлений» год за годом – сохранен.
Седьмой по счету, «нулевой» по порядку, полуторный по объему, этот том книжного проекта «Намедни» охватывает 15 послевоенных лет: 1946–1960. Поровну разделенные смертью Сталина, они вместили две эпохи: зрелой советской империи и начала ее распада. Потому так ярки и контрастны события-люди-явления. От «заморозков» до «оттепели»: АК-47 и Аденауэр, Берия и Брижит Бардо, «Василий Теркин» и Венгерское восстание, габардин и «Голубка» Пикассо, «Дело врачей» и «Доктор Живаго», Ив Монтан и Иван Бровкин, Корейская война и «Кубанские казаки», пижамы и «Победа», Перон и «Подмосковные вечера», совнархозы и стиляги, «Современник» и спутник, Хикмет и Хрущев, Фадеев и Фестиваль…
Леонид Парфенов:
«Телепроект «Намедни» начинался с 1961 года – мол, явно новая эпоха, очеловечивание строя. Но, конечно, «оттепель» – и в этом смысле 60-е годы – начались раньше: в 1954–1956-м. И кончились они до срока – советскими танками в Праге в 1968-м. А время «оттепели» не понять и не оценить без предыдущих «заморозков». Вот и решено было сделать «полуторный» том про 15 послевоенных лет, не имеющих отношения к телеверсии.
Другая причина ретроспективного интереса: позднюю сталинскую империю у нас все чаще считают государственным и национальным идеалом. Вообще, давнее советское прошлое все более становится для российских 2010-х настоящим – и современным, и истинным. А какие события, люди, явления его образовывали?
Трудность для иллюстрирования издания – постановочность почти всей профессиональной советской фотосъемки той поры. Война без прикрас есть, а в мирное время редакционные требования снова ужесточились. Потом многие наши репортеры будут снимать и «в стол», а пока они еще очень оглядываются на «проходимость» снимков в печать.
Тем ценнее независимый взгляд редких западных визитеров в тогдашний СССР: мэтров Роберта Капы («Отмена карточек», 1947) и Анри Картье-Брессона («Домино», 1950), молодого Жан-Пьера Педраццини («ГУМ», 1956). Этот том по счету седьмой, а по порядку как бы «нулевой». Но дальше снова пойдем вперед, и в восьмом томе, надеюсь, будут годы 2011–2015».