ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under культурология

“Мактуб” – книга, вобравшая в себя бесценные фрагменты из сокровищницы мировой мудрости. Короткие истории, заимствованные автором из различных источников и культур, рождались в сотрудничестве с газетой “Фолья де Сан-Пауло”. Коэльо отобрал истории, написанные с июня 1993-го по июнь 1994-го, и представил вниманию читателей всего мира книгу “Мактуб” - красочную иллюстрацию мозаичного полотна мировых устных традиций. По словам самого автора, “Мактуб” - это не сборник поручений, но попытка поделиться опытом, а его чтение – прекрасный повод поразмышлять.

Купить: Паоло Коэльо “Мактуб”

Значительную часть книги составляют высказывания моего наставника, слышанные мною за те одиннадцать лет, что я постигал его науку. Прочее – рассказы друзей или тех, с кем меня хотя бы однажды сводила судьба – говорит Паоло Коэльо.

«Мактуб» означает «Это написано». Арабы переживают, что «Это написано» не совсем правильный перевод, потому что хотя действительно все уже написано, Бог сострадает, и пишет это просто для того, чтобы помочь нам.

С разрешения издательства “АСТ” публикуем фрагмент из книги “Мактуб”:

Путешественник обратился к отцу настоятелю монастыря в Сцете. «Я хочу сделать мою жизнь лучше», сказал он. «Но я не могу уберечь себя от грешных мыслей». Настоятель монастыря обратил внимание на сильный ветер, дующий снаружи, и сказал страннику: «Здесь немного жарко. Я поражусь, если ты захватишь кусочек этого ветра снаружи и принесешь его сюда чтобы остудить комнату». «Это невозможно», сказал странник. «Также невозможно уберечь себя от мыслей, которые противны Богу», ответил монах. «Но если ты знаешь, как сказать нет искушению, они не причинят тебе никакого вреда».

***

Учитель сказал: «Если решение должно быть принято, лучше сделать это и иметь дело с последствиями. Ты не можешь знать заблаговременно, какие будут последствия. Искусство гадания было разработано, чтобы советовать людям, но не для того, чтобы предсказывать будущее. Оно дает хорошие советы, но плохие пророчества. В одной из молитв Иисус учил нас, говоря: ‘Господь сделает’. Когда Он ставит проблему, Он также дает и решение. Если бы гадание было бы способно предсказывать будущее, каждый предсказатель был бы богат, женат и доволен».

***

Ученик сказал учителю: «Я истратил большую часть дня, думая о вещах, о которых я не должен думать, желая вещи, которые я не должен желать и строя планы, которые я не должен строить». Учитель пригласил ученика на прогулку через лес за его домом. По дороге он указал на растение и спросил ученика, знает ли он его название. “Белладонна “, ответил ученик. «Она может убить каждого, кто съест ее листы». «Но она не может убить того, кто просто наблюдает за ней», сказал учитель. «Подобно этому, отрицательные желания не могут вызвать никакого зла, если ты не позволишь им соблазнить тебя».

***

Между Францией и Испанией находится горная цепь. На одной из этих гор есть деревня, называющаяся Аргелес, а в деревне – холм на пути в долину. Каждый полдень старый человек поднимается на холм и спускается с него. Когда путешественник впервые пришел в Аргелес, он не был об этом осведомлен. Во второе посещение он обратил внимание, что он пересекся в дороге с тем же человеком. И каждый раз, когда он шел в деревню, то воспринимал человека в большей степени – его одежду, его берет, его трость, его очки. В настоящее время, всякий раз, когда он думает об этой деревне, он думает о старом человеке, хотя даже и не знает, что он существует. Только однажды странник говорил с этим человеком. В шутливой форме он спросил старика: «Вы думаете, что Бог живет на этих красивых горах, окружающих нас?» «Бог живет», сказал старый человек, «в тех местах, которые позволяют Ему там находиться».

***

Человек решил посетить отшельника, который по рассказам жил недалеко от монастыря в Сцете. После бесцельного странствования по пустыне, он, наконец, обнаружил монаха. «Мне нужно знать, какой первый шаг должен быть сделан по пути духовного развития», сказал он. Отшельник подвел человека к небольшому колодцу, и сказал ему, чтобы он посмотрел на свое отражение в воде. Человек попытался это сделать, но отшельник бросил в воду камень, и поверхность воды исказилась. «Я не увижу в воде свое лицо, если ты будешь продолжать бросать камни», сказал человек. «Подобно тому, как невозможно человеку видеть свое лицо в беспокойных водах, также невозможно искать Бога, если ум озабочен поиском», сообщил монаха. «Это – первый шаг!»

***

32 летний пациент пришел к терапевту Ричарду Кроули. «Я не могу перестать сосать свой большой палец», пожаловался он. «Не будьте слишком заинтересованы этим», сказал ему Кроули. «Но сосите разные пальцы каждый день». Пациент попытался сделать, как было указано. Но всякий раз, когда он подносил свою руку ко рту, он должен был сделать сознательный выбор: какой палец сделать объектом своего внимания в этот день. Прежде чем закончилась неделя, привычка была вылечена. «Когда порок становится привычкой, трудно иметь с ним дело», сказал Ричард Кроули. «Но когда это требуется нам при формировании новых отношений, принятии новых решений и выборов, мы понимаем, что это не стоящее усилие».

***

Два раввина делают все возможное, чтобы обеспечить духовный комфорт евреям в нацистской Германии. В течение двух лет, невыносимо напуганные, они уклоняются от своих преследователей и выполняют религиозные функции в различных обществах. В конце концов, они стали заключенными. Один из раввинов, ужасаясь тому, что с ним может случиться, постоянно молится. Другой, тем не менее, целый день спит. «Почему Вы так себя ведете?» спросил напуганный раввин. «Для того чтобы сохранить мою силу. Я знаю, что она мне потребуется позже», сказал тот. «Но разве вы не напуганы? Мы не знаем, что с нами может случиться». «Я боялся до тех пор, пока нас не схватили. Теперь, когда я заключенный, чего хорошего бояться того, что может случиться со мной. Время для страха закончилось; теперь время для надежды».

***

Исследователь, белый человек, озабоченный достижением места своего назначения в сердце Африки, обещал дополнительную плату носильщикам, если они смогут следовать с большей скоростью. В течение нескольких дней носильщики двигались более быстро. Все же однажды в полдень все они вдруг скинули свою ношу и сели на землю. Независимо от количества предложенных денег они отказались идти дальше. Когда исследователь, наконец, спросил, почему они ведут себя так, он получил следующий ответ: «Мы двигались таким быстрым темпом, когда мы больше не знали, что мы делаем. Теперь мы должны ждать, пока нас не догонят наши души».

***

Богоматерь с младенцем Иисусом на руках спустилась на землю, чтобы посетить монастырь. В радости падре встали в линию, чтобы показать свое уважение: один из них читал стихи, другой показывал Ей светящиеся картинки из Библии, третий читал имена всех святых. В самом конце стоял скромный падре, у которого никогда не было шанса учиться у мудрецов его времени. Его родители были простыми людьми, которые работали в дорожном цирке. Когда пришла его очередь, монахи захотели окончить оказание почестей в страхе, что он повредит их образ. Но он тоже захотел показать свою любовь к Девственнице. Смущенный, видя неодобрение братьев, он вытащил несколько апельсинов из своего кармана и начал подбрасывать их в воздух – жонглировать так, как его научили родители и цирк. Только благодаря этому из за чего младенец Иисус улыбнулся и захлопал от радости в ладоши. И только этому скромному монаху Девственница дала подержать ее Сына на некоторое время.

***

Мы выходим в мир в поиске наших желаний и идеалов. Часто мы делаем недоступным то, что в пределах наших возможностей. Когда мы ошибаемся, мы чувствуем, что мы истратили наше время, ища на расстоянии ладони. Мы обвиняем себя в ошибках, в бесполезности нашего поиске и в проблемах, которые мы вызвали. Учитель сказал: «Хотя сокровище может быть закопано под твоим домом, ты найдешь его, только если станешь его искать. Если бы Петр не испытал боль отказа, он не был бы выбран главой Церкви. Если бы блудный сын не промотал все, его покаяние не было бы праздником для его отца. Есть определенные вещи в наших жизнях, которые несут печать, говорящую: ‘Ты оценишь мое значение только после того, как потеряешь меня… и вернешь меня обратно’. Нехорошо пытаться сократить путь».

***

Учитель встретился со своим любимым учеником и спросил его, как продвигается его духовный прогресс. Ученик ответил, что теперь он способен каждый момент своего дня посвятить Богу. «Итак, теперь все, что осталось, это простить своего врага», сказал учитель. Ученик напугано посмотрел на учителя: «Но это не необходимо. Я не несу никакого зла моему врагу». «Как ты думаешь, несет ли Бог тебе какое либо зло?» спросил учитель. «Конечно, нет», ответил ученик. «Тем не менее, ты просишь его о прощении, не так ли? Сделай то же со своим неприятелем, даже если ты не несешь ему никакого зла. Сердце человека, который умеет прощать, чисто и благоуханно».

***

Как то утром ученик и его учитель шли по полям. Ученик спросил, какая диета нужна для достижения чистоты. Хотя учитель всегда говорил, что вся пища священна, ученик этому не верил. «Должна быть какая нибудь особенная еда, которая делает нас ближе к Богу», сказал ученик. «Хорошо, возможно ты прав. Например, те грибы вон там», сказал учитель. Ученик заволновался, думая, что грибы должны дать ему чистоту и просветление. Но когда он наклонился, чтобы сорвать один, он закричал: «Они ядовитые! Если я съем хотя бы один из них, я немедленно умру!» сказал он, ужаснувшись. «В таком случае, я не знаю никакой другой пищи, которая перенесет тебя так быстро к Богу», сказал учитель.

***

Есть такой момент в сутках, когда затрудняется видимость: вечернее время. Свет и темнота смешиваются, и ничто ни полностью светло, ни полностью темно. В большинстве духовных традиций этот момент считается священным. Католическая традиция учит нас, что мы должны сказать «Привет Мари» в шесть часов вечера. В традиции инков (Кечуа), если мы встречаемся с другом в полдень и остаемся с ним до вечера, мы должны начать все сначала, поприветствовав его с «Добрым вечером». В сумерках проверяется равновесие между человеком и планетой. Бог смешивает тень со светом, чтобы увидеть, есть ли у Земли смелость продолжать вращаться. Если Земля не напугана темнотой, ночь уходит – на следующий день снова сияет солнце.

***

Человек, искавший мудрость, решил залезть на гору, поскольку ему сказали, что Бог показывается там каждые два года. В течение первого года его пребывания там, он съел все, что могла предложить ему земля. В конечном счете, продовольствие было исчерпано, и он был вынужден вернуться в город. «Бог нечестен!» воскликнул он. «Неужели он не знал, что я ждал целый год, чтобы услышать его голос. Я голоден и я должен вернуться в город». В этот момент появился ангел. «Бог очень хочет говорить с тобой», сказал ангел. «Целый год он питал тебя. Он надеялся, что после этого ты станешь производить свою собственную пищу. Ну а что ты хотел? Если человек не в состоянии вырастить плод, где он живет, он не готов говорить с Богом».

***

Люди говорят: «Это значит, что свобода человека состоит в выборе его собственного вида рабства. Я работаю восемь часов в день, и если я получаю повышение, я буду работать двенадцать. Я вступил в брак, и теперь у меня нет времени на себя. Я искал Бога, и теперь я должен посещать культовые собрания, мессы и другие религиозные церемонии. Все, что важно в жизни, – любовь, работа, вера, – улетучивается, становясь бременем, которое слишком тяжело нести». Учитель сказал: «Только любовь позволяет нам сбежать. Только любовь превращает рабство в свободу. Если мы не можем полюбить, то лучше остановиться. Иисус сказал: Лучше быть слепым на один глаз, чем целому телу гибнуть в темноте. Тяжелые слова. Но истинны».

***

Отшельник постился целый год и ел только раз в неделю. После этой жертвы он попросил Бога объяснить ему истинное значение определенного стиха в Библии. Он ничего не услышал в ответ. «Какая трата времени», сказал себе отшельник. «Я отдал так много, а Бог даже не ответил! Лучше оставить эти попытки и найти монаха, который знает значение стихов». В этот момент появился ангел. «Двенадцать месяцев поста нужны были только для того, чтобы заставить тебя поверить, что ты лучше, чем другие, и Бог не ответит пустому человеку», сказал ангел. «Но когда ты смирился и стал искать помощи других, Бог послал меня». И ангел разъяснил то, что он хотел узнать.

***

В канун Рождества путешественник и его жена оценивали год, который приближался к концу. За обедом в единственном ресторане в Пиренейской деревне путешественник стал жаловаться на то, что не пошел тем путем, по которому, по его мнению, он должен был пойти. Его жена пристально смотрела на Рождественскую елку, украшавшую ресторан. Путешественник подумал, что она больше не заинтересована в разговоре, и сменил тему: «Ну не чудесные ли лампочки на дереве!» сказал он. «Да, это так», ответила его жена. «Но если ты посмотришь более пристально, то увидишь, что среди дюжины лампочек есть одна, которая перегорела. Мне кажется что, вместо того, чтобы смотреть на прошлый год с точки зрения дюжины благословений, осветивших его, ты зациклился на единственной лампочке, которая ничего не освещает».

***

Легко быть трудным. Все что мы делаем – это держимся в стороне от людей, и при этом избегаем страданий. На этом пути мы не рискуем любовью, не разочаровываемся, не расстраиваются наши мечты. Легко быть тяжелым. Мы не беспокоимся насчет телефонных звонков, которые мы должны сделать, людей, которые просят нас помочь, благотворительности, которая должна быть увеличена. Легко быть трудным. Мы просто должны представить, что живем в башне из слоновой кости, и никогда не плакать. Мы должны провести остаток наших жизней, просто играя роли. Легко быть трудным. Все что мы должны делать – отвергать все хорошее, что предлагает жизнь.

***

Пациент сказал своему врачу, «Доктор, мною руководит страх, и страх отнял всю радость». «Здесь в моем офисе есть мышь, которая грызет мои книги», сказал доктор. «Если я испугаю мышь, она спрячется от меня, и я превращу свою жизнь в охоту на нее. Взамен этого, я переместил все свои лучшие книги в безопасное место, и я позволяю ему грызть остальные. Таким образом, она остается только мышью, а не чудовищем. Бойтесь только нескольких вещей и сконцентрируйте весь ваш страх на них – так вы сможете быть храбрым при встрече с важными делами».

***

Учитель сказал: «Часто легче полюбить, чем быть любимым. Мы с трудом принимаем помощь и поддержку других. Наши попытки оставаться независимыми лишают других возможности показывать нам свою любовь. Многие родители в старости лишают своих детей шансов демонстрировать им ту же любовь и поддержку, которые они получали в детстве. Многие мужья (и жены), когда их настигает несчастье, чувствуют стыд от зависимости от других. В результате, река любви не течет. Вы должны принять от кого нибудь знак любви. Вы должны позволить другим помогать вам, чтобы дать вам силу двигаться дальше. Если вы принимаете такую любовь с чистотой и смирением, вы поймете, что Любовь ни отдает, ни получает – это происходит одновременно».

***

Ева прогуливалась по Эдемскому саду, когда ее достиг змей. «Съешь это яблоко», сказал он. Ева, наученная Богом, отказалась. «Съешь это яблоко», настаивал змей. «Так ты станешь более красивой для своего мужа». «Мне это не нужно», ответила Ева. «У него нет никого другого, кроме меня». Змей засмеялся: «Конечно есть». Поскольку Ева не поверила ему, он отвел ее на верхушку холма, где был колодец. «Она там внизу. Именно здесь Адам спрятал ее». Ева взглянула вниз и увидела красивую женщину, отраженную в воде. А затем она съела яблоко, предложенное змеем.

***

Учитель сказал: «Молитесь каждый день. Даже если ваши молитвы бессловесны и ничего не просят, и с трудом могут быть поняты. Сделайте молитву вашей привычкой. Если вначале трудно, решите для себя: ‘Я буду молиться каждый день на этой неделе’. И обновляйте это обещание каждый следующий день из этих семи. Помните, что не только усиливается ваша связь с духовным миром; но вы также и тренируете свою волю. С помощью определенных методов мы тренируем дисциплинированность, необходимую для жизненной борьбы. Нет ничего хорошего в том, чтобы забыть помолиться в один день и помолиться дважды в другой. Или помолиться семь раз в один день и всю остальную неделю думать, что вы завершили эту задачу. Определенные вещи должны происходить в нужном темпе и ритме».

***

Злой человек, умерев, в воротах Ада встречает ангела. Ангел говорит ему: «Для тебя достаточно было сделать один хороший поступок в твоей жизни, и это поможет тебе». «Думай хорошо», говорит ангел. Человек вспоминает, что однажды, когда он проходил по лесу, он увидел паука на своем пути и обошел его так, чтобы не раздавить. Ангел улыбается, и с неба спускается паутина, позволяющая человеку подняться в Рай. Другие среди осужденных стоят ближе перед паутиной и начинают подниматься по ней. Но человек видит это и начинает скидывать их в страхе, что паутина оборвется. В этот момент она действительно обрывается и человек снова возвращается в Ад. «Какая жалость», слышит человек голос ангела. «Твое беспокойство за себя превратило во зло тот единственный хороший поступок, который ты когда либо сделал».

***

Учитель сказал: «Перекресток является святым местом. На нем пилигрим должен принять решение. Вот почему боги обычно спят и едят на перекрестках. Там, где пересекаются дороги, сконцентрированы две большие силы – путь, который будет выбран, и путь, который нужно проигнорировать. Оба превращены в единственный путь, но только на короткий промежуток времени. Пилигрим может отдохнуть, поспать немного и даже проконсультироваться у богов, которые населяют перекресток. Но никто не может остаться там навсегда: как только выбор сделан, он должен идти, не думая о пути, который он отверг. В противном случае перекресток станет проклятием».

***

Человечество совершало некоторые наихудшие преступления во имя истины. Мужчин и женщин сжигали на позорных столбах. Культура нескольких цивилизаций была целиком уничтожена. Те, кто совершали грех поедания мяса, держались на расстоянии. Те, кто искал другой путь, были изгнаны. Один человек, во имя истины, был распят. Но – прежде, чем Он умер – Он оставил нам большое определение Истины. Это не то, что дает нам уверенность. Это не то, что делает нас лучше других. Это не то, что мы держим в тюрьме наших предвзятых идей. Истина это то, что делает нас свободными. «Познай Истину, и истина сделает тебя свободным», сказал Он.

***

Один из монахов монастыря в Сцете совершил серьезную ошибку, и для суда над ним братья позвали самого мудрого отшельника. Мудрый отшельник не хотел приходить, но братья были такими настойчивым, что он согласился. Но все же прежде, чем отправиться, он взял ведро и сделал в его днище несколько дырок. Затем он наполнил ведро песком и пошел в монастырь. Отец настоятель, обратив внимание на ведро, спросил, для чего это было сделано. «Я пришел судить другого», сказал отшельник. «Мои грехи бегут за мной, как и этот песок в ведре. Но поскольку я не смотрю назад, и не могу видеть свои собственные грехи, то я способен судить других». Немедленно монахи решили отменить суд.

***

Написанное на стене небольшой церкви в Пиренеях: «Господи, зажги мою свечу. Зажги ее и освети меня, когда у меня есть проблема и надо ее решить. Позволь загореться огню, чтобы он сжег мой эготизм, гордость и нечистоплотность. Преврати этот огонек в пламя, чтобы оно могло согреть мое сердце и научить меня любви. Я не могу надолго остаться в Твоей церкви. Но вместе с этой свечой здесь остается и частичка меня. Помоги мне распространить эту молитву на мои дела в течение всего дня. Аминь».

***

Друг путешественника решил провести несколько недель в Непальском монастыре. Однажды в полдень он вошел в один из множества храмов монастыря и увидел улыбающегося монаха, сидящего на алтаре. «Почему ты улыбаешься», спросил он. «Потому что я понял смысл бананов», сообщил монах, открыв свой мешок и достав гнилой банан. «Это жизнь, которая прошла свой путь, и не была использована, и теперь для этого слишком поздно». Затем он вытащил из своего мешка банан, который был все еще зелен. Он показал его человеку, и положил обратно в мешок. «Это жизнь, которая еще не начала проходить свой путь и ожидает нужного момента», сказал он. Наконец он достал из своего мешка зрелый банан, очистил его и поделился им с мужчиной, сказав: «Это – настоящий момент. Познай, как прожить его без страха».

***

Женщина вышла с точной суммой денег, которые ей требовались, чтобы сводить сына в кино. Мальчик был в возбуждении и каждую минуту спрашивал мать, сколько еще осталось добираться до кино. Когда мать остановилась на светофоре, то увидела нищего, сидящего на тротуаре. «Отдай ему все деньги, которые у тебя с собой», услышала она голос. Женщина стала спорить с голосом. Она обещала отвести своего сына в кино. «Отдай все деньги», настаивал голос. «Я могу дать ему половину, и мой сын сможет пойти один, пока я буду ждать снаружи», возразила она. Но голос не хотел это обсуждать. «Отдай их все!» У нее не было времени, чтобы объяснять все это мальчику. Она остановила машину и отдала все деньги, что имела, нищему. «Бог существует, и вы доказали это мне», сказал нищий. «Сегодня мой день рождения. Я был печален, и мне было стыдно просить милостыню. Так что я решил не просить: если Бог существует, он сделает мне подарок».

***

Человек в разгар ливня идет через небольшую деревню и видит горящий дом. Когда он подходит к нему, то видит человека, сидящего в полыхающей гостиной. «Эй, ваш дом в огне!», закричал путешественник. «Я знаю это», ответил человек. «Тогда почему же вы не выходите?» «Потому что идет дождь», заявил человек. «Моя мать всегда говорила мне, что я могу поймать пневмонию, если буду выходить в дождь». Комментарий Зао Чи относительно басни: «Мудрым может считаться тот человек, который способен оставить ситуацию, если увидит, что вынужден так сделать».

***

В определенных магических традициях ученики посвящают один день в году – или выходные, если это требуется, – чтобы войти в контакт с предметами в их доме. Они касаются каждого предмета и громко спрашивают: «Мне действительно нужно это?» Они берут книги со своих полок: «Я когда нибудь перечитаю их?» Они проверяют каждый сувенир, который хранится у них: «Я все еще думаю, что момент, о котором напоминает этот предмет, важен для меня?» Они открывают все шкафы: «Как давно я не носил этого? Мне действительно это нужно?» Учитель сказал: «Предметы имеют свою собственную энергию. Когда они не используются, они превращаются в стоячую воду в доме – хорошее место для гнили и комаров. Вы должны быть внимательными и позволять энергии течь свободно. Если вы храните то, что старо, то у нового не будет места, где оно могло бы обнаружить себя».

***

Учитель сказал: «С тех пор – и в течение нескольких следующих сотен лет – вселенная бойкотирует все предвзятые идеи. Энергия Земли должна быть обновлена. Новым идеям нужно пространство. Тело и душа нуждаются в новых испытаниях. Будущее стучит в нашу дверь, и все идеи – кроме тех, которые основаны на предвзятых мнениях, – будут иметь шанс появиться. Что важно – останется; что бесполезно – исчезнет. Но не судите других из за их убеждений. Мы не можем осуждать мечты других. Чтобы идти с верой по своему собственному пути, незачем доказывать, что путь другого ошибочен. Тот, кто делает только то, что получается, не верит в свои собственные силы».

***

Жизнь похожа на большую велосипедную гонку, цель которой – жить собственной Персональной Судьбой. На стартовой линии все мы вместе, с помощью товарищества и энтузиазма. Но, с началом гонки, первоначальная радость отступает перед проблемами: истощение, монотонность, сомнения в способностях. Мы обращаем внимание, как некоторые друзья отказались принимать проблемы, – они все еще в гонке, но только поскольку не могут прекратить ее на середине дороги. Их довольно много. Они ездят вместе с машиной поддержки, общаются только между собой и их миссия окончена. Мы начинаем обгонять их; а затем мы остаемся одни, нам преподносят сюрпризы незнакомые дороги, начинаются проблемы с велосипедом. Мы заводимся и спрашиваем у себя, имеют ли смысл эти усилия. Да, они имеют смысл. Не сдавайтесь.

***

Учитель сказал: «У большинства примитивных цивилизаций существует обычай хоронить своих мертвых в позе зародыша. ‘Он снова родится, в другой жизни, и мы должны положить его в той же позиции, в какой он пришел в этот мир’, говорят они. Для этих цивилизаций смерть была только еще одним шагом по вселенской лестнице. Постепенно мир потерял свое тихое принятие смерти. Но не важно, что мы думаем, или что мы делаем, или во что мы верим: каждый из нас однажды умрет. Лучше делать так, как делали старые индейцы племени Якви: относиться к смерти как к консультанту. Всегда спрашивайте: ‘Что я собираюсь сделать до того, как умру?’»

***

Жизнь заключается не только в том, даешь ты советы или получаешь их. Если нам нужна помощь, то лучше посмотреть, как другие решают – или не решают – свои проблемы. Наши ангелы всегда с нами, и часто они используют чьи нибудь губы, чтобы сказать нам что то. Но это обычно настигает нас на случайной дороге, главным образом в тот момент – хотя мы внимательны – когда заботы мешают нам увидеть чудо жизни. Мы должны позволить нашему ангелу говорить тем способом, который он знает наилучшим образом – когда он думает, что это нужно. Учитель сказал: «Совет – это теория жизни – а практика жизни обычно совсем другая».

***

Падре из движения Харизматического Возобновления ехал в автобусе в Рио де Жанейро , когда услышал вдруг голос, говорящий, чтобы он встал и стал проповедовать слово Христа прямо там. Падре стал спорить с голосом: «Они подумают, что я нелеп! Это не место для проповеди». Но голос настаивал, что он должен громко и отчетливо поговорить с людьми. «Я робкий человек, пожалуйста, не проси меня об этом», умолял он. Внутренний импульс упорствовал. Затем он вспомнил свое обещание – принимать все замыслы Христа. Он в затруднении встал – и стал цитировать Евангелие . Пассажиры слушали его в тишине. Он смотрел на них, а все они пристально смотрели на него. Он сказал все, что чувствовал, закончил проповедь и сел. Даже сегодня он не знает, какую задачу тогда он выполнял в автобусе. Но в том, что он выполнял миссию, он абсолютно не сомневается.

***

Африканский знахарь ведет ученика через джунгли. Хотя он совсем старый, он быстро идет, тогда, как его молодой ученик много раз падает. Послушник поднимается, ругается, плюет на предательскую землю и продолжает следовать за своим учителем. После долгого пути они достигают священного места. Не останавливаясь, знахарь поворачивается и идет обратно к началу путешествия. «Вы сегодня меня ничему не научили», заявляет новичок после очередного падения. «Я учил тебя кое чему, но ты не узнал этого», говорит знахарь. «Я пытаюсь научить тебя иметь дело с жизненными ошибками». «И как я должен с ними поступать?» «Так же, как и с этими падениями», ответил знахарь. «Вместо того, чтобы проклинать место, где ты упал, ты должен попытаться обнаружить то, что вообще заставило тебя упасть».

***

Отца настоятеля монастыря в Сцете однажды днем посетил отшельник. «Мой духовный советник не знает, как направлять меня», сказал отшельник. «Должен ли я его покинуть?» Отец настоятель не сказал ни слова, и отшельник возвратился в пустыню. Спустя неделю он возвратился, чтобы посетить отца настоятеля. «Мой духовный советник не знает, как направлять меня», сказал он. «Я решил покинуть его». «Это мудро», сказал отец настоятель. «Когда человек чувствует, что его душа недовольна, он не может просить совета. Самостоятельное принятие решений необходимо для твоего дальнейшего продвижения по жизни».

***

Молодая женщина пришла увидеть странника. «Я хочу кое что рассказать Вам», сообщает она. “Я всегда верила, что у меня есть дар исцеления. Но у меня никогда не хватало смелости опробовать его на ком нибудь. До недавнего времени у моего мужа сильно болела его левая нога, и никто не мог ему помочь. Я решила – с некоторым трудом – положить свои руки на его ногу и попросить, чтобы боль исчезла. “Я сделала это без настоящей веры в то, что я способна ему помочь, и когда я так сделала, то услышала его молитву. ‘Пожалуйста, Господи, сделай мою жену способной быть проводником Твоего света и Твоей силы’, сказал он. Моя рука стала нагреваться, и боль исчезла. «Впоследствии я спросила его, почему он так молился. Он ответил, что та фраза была призвана внушить мне уверенность. Сегодня, благодаря тем словам, я способна лечить».

***

Учитель сказал: “Слово есть сила. Слова изменяют мир и человека. «Мы все слышали фразу: ‘Мы не должны говорить о хороших вещах, которые с нами случились, поскольку зависть других разрушит наше счастье’. Ничего подобного. Победители говорят с гордостью о чудесах в их жизни. Если вы выпускаете положительную энергию в воздух, то это привлекает еще больше положительной энергии от тех, кто действительно желает вам счастья. Что касается зависти и разрушений, то они могут навредить вам только тогда, если вы дадите им эту энергию. Не бойтесь. Говорите прямо о хороших вещах в вашей жизни любому, кто бы ни слушал. Мировая Душа очень нуждается в том, чтобы вы были счастливы».

***

«Кто лучший фехтовальщик?» спросил воин своего учителя. «Иди на поле около монастыря», ответил учитель. «Там есть скала. Я хочу, чтобы ты оскорбил скалу». «Но зачем мне это делать?» спросил ученик. « Скала не ответит». «Хорошо, тогда ударь ее своим мечом», сказал учитель. «И этого я не сделаю», ответил ученик. «Мой меч сломается. А если я атакую скалу голыми руками, я поврежу свои пальцы и не причиню скале никакого ущерба. Это не то, что я спросил. Кто лучший фехтовальщик?» «Лучший тот, кто похож на скалу», сказал его учитель. «Не вынимая меч из ножен, он демонстрирует, что никто не сможет его победить».

***

Учитель сказал: «Есть два бога. Бог, которому учили нас профессора, и Бог, который учит нас. Бог, о котором всегда говорят люди, и Бог, который говорит с нами. Бог, которого мы научились бояться, и Бог, который говорит с нами с состраданием. Есть два бога. Бог, который где то очень высоко, и Бог, который принимает участие в нашей повседневной жизни. Бог, который требует от нас, и Бог, который прощает нам наши долги. Бог, который угрожает нам кострами Ада, и Бог, который показывает нам наилучший путь. Есть два бога. Бог, который сокрушает нас под нашими грехами, и Бог, который освобождает нас своей любовью».

***

Старый человек, собирающийся умереть, подзывает к себе молодого человека и рассказывает ему историю о героизме: в военное время он помог человеку выжить. Он дал этому человеку укрытие, пищу и защиту. Когда человек, которого он спас, был снова в безопасном месте, он решил предать своего спасителя и привести его к неприятелю. «Как Вы сбежали?» спросил юноша. «Я не сбегал. Я был предателем», сказал старик. «Но, рассказывая историю, как будто я был героем, я могу понять все, что он сделал для меня».

***

Учитель сказал: «Мы все нуждаемся в любви. Любить – часть человеческой природы, так же как и есть, пить и спать. Иногда, когда мы остаемся совершенно одни, наблюдая красивый закат солнца, мы думаем: ‘Эта красота не важна, поскольку мне не с кем разделить ее’. В такие моменты мы должны спросить: как часто нас просят полюбить, а мы отворачиваемся? Сколько раз мы боялись сблизиться с кем нибудь и без сомнения сказать, что мы любим этого человека? Берегитесь одиночества. Оно подобно зависимости от самого опасного наркотика. Если закат солнца больше не имеет для вас смысла, станьте скромнее и отправляйтесь на поиски любви. Знайте, что – как и другие духовные благословения – чем больше вы хотите дать, тем больше вы получите обратно».

***

Учитель сказал: «Прощение подобно улице с двусторонним движением. Каждый раз, когда мы кого нибудь прощаем, мы также прощаем и самих себя. Если мы терпимы к другим, то можем легче принимать свои собственные ошибки. Таким образом, без вины или мучений, мы способны улучшить свое отношение к жизни. Когда из слабости мы позволяем ненависти, зависти и нетерпимости вибрировать вокруг нас, мы еще больше поглощаемся этими колебаниями. Петр спросил Христа: ‘Учитель, должен ли я простить другого человека семь раз?’ И Христос ответил: ‘Не семь, но семьдесят раз’. Акт прощения очищает астральный план и показывает нам истинный свет Божественности».

***

Учитель сказал: «Древние учителя привыкли создавать „персонажей“, помогающих ученикам иметь дело с темной стороной их личности. Многие рассказы о создании таких персонажей стали известными сказками. Процедура проста: вам только надо возложить все ваше беспокойство, страхи и разочарования на невидимое существо, стоящее по вашу левую сторону. Оно функционирует как „негодяй“ в вашей жизни, предлагающий действия, неприемлемые для вас – но которые вы иногда совершаете. Как только этот персонаж будет создан, становится намного легче отвергать его советы. Это чрезвычайно просто. И поэтому это так хорошо работает».

***

«Как я могу узнать, каким путем лучше пойти по жизни?» спросил ученик своего учителя. Наставник попросил, чтобы ученик изготовил стол. Когда стол был почти завершен – требовалось только забить гвозди в крышку – учитель приблизился к ученику. Тот вбивал гвозди тремя точными ударами. Но все же один гвоздь вбивался с трудом, и ученик должен был потратить на него еще немного времени. Четвертый удар вбил его слишком глубоко, и дерево покрылось трещинами. «Твоя рука всегда била молотком только три раза», сказал учитель. «Когда какое нибудь действие становится обыденным, оно теряет свое значение; и это может стать причиной повреждения. Каждое действие – твое действие, и есть только один секрет: никогда не позволяй привычке управлять своими движениями».

***

Около испанского города Сория находится жилище старого отшельника, вырезанное в скале. Несколько лет тому назад человек, промотавший все, что имел, вознамерился пожить там некоторое время. Одним осенним днем он попытался найти то место, и когда добрался до него, то был встречен с полным радушием. Поделившись с ним куском хлеба, отшельник попросил этого человека сходить с ним к небольшому ручейку неподалеку, чтобы набрать немного съедобных грибов. Во время пути их нагнал мальчик. «Святой человек», говорит он, «Я хочу спросить, правда ли, что для достижения просвещения мы должны избегать есть мясо?» «Принимайте с радостью все, что вам предлагает жизнь», ответил человек. «Не грешите в духе своем, но не кощунствуйте против земной щедрости».

***

Учитель сказал: «Если ваше путешествие трудно, прислушайтесь к своему сердцу. Попытайтесь по возможности быть честными сами с собой, и вы увидите, действительно ли вы следуете своим путем и расплачиваетесь за свои мечты. Если вы сделаете это, и все равно ваша жизнь останется трудной, придет время, когда будет правильным пожаловаться. Но сделайте это с уважением, с каким ребенок жалуется родителям. И не требуйте большого внимания и помощи. Бог – это Отец и Мать, а родители всегда хотят лучшего для своих детей. Это может быть учеба, которая дается с очень большим трудом, и ничего не стоит попросить перерыв и некоторую нежность. Но никогда не преувеличивайте. Работа будет выполнена за отведенное для нее время, а ваши вещи возвратятся к вам. Аль Афид жаловался слишком много, и Бог перестал его слушать».

***

Набожный человек вдруг неожиданно для себя лишился всех своих богатств. Зная, что Бог поможет ему, что бы ни случилось, он начал молиться: «Пожалуйста, Господи, сделай так, чтобы я выиграл в лотерею», просил он. Он молился долгие годы, но все еще оставался беден. Однажды он умер, и – так как он оставался очень набожным человеком, то попал прямо на небо. Когда он туда прибыл, то отказался войти. Он сказал, что он прожил целую жизнь согласно своему религиозному учению, а Бог так и не дал ему возможности выиграть в лотерею. «Все, что Ты обещал мне, было ложью», сказал человек с отвращением. «Я был всегда готов помочь тебе выиграть», ответил Господь. «Но, независимо от того, как сильно я хотел это сделать, ты никогда не покупал лотерейного билета».

***

Старый мудрый китаец шел по заснеженному полю, когда увидел плачущую женщину. «Почему Вы плачете?» спросил он. «Потому что я думаю о своей жизни, молодости, красоте, которую я видела в зеркале, и о мужчине, которого я любила. Бог жесток, что дал способность помнить. Он знал, что я вспомню весну своей жизни и заплачу». Мудрец стоял на снежном поле, пристально смотрел в одну точку и думал. Неожиданно женщина перестала плакать: «Что Вы видите там?» спросила она. «Поле роз», ответил мудрец. «Бог был великодушен ко мне, когда он дал мне способность помнить. Он знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну – и улыбнуться».

***

Иногда проходят дни или недели, когда мы не слышим ни одного теплого слова от кого нибудь. Такие периоды трудны; когда кажется, что человеческая доброта исчезла, а жизнь кажется выживанием. Учитель сказал: «Мы должны изучить свой собственный камин. Мы должны положить побольше растопки, и попытаться осветить темную комнату, в которую превратилась наша жизнь. Когда мы услышим треск нашего огня и щелчки горящего дерева, и когда мы прочитаем истории, рассказанные пламенем, к нам вернется надежда. Если мы способны любить, то и нас могут полюбить. Это только вопрос времени».

***

За обедом человек разбил свой стакан. Другой человек сказал «Это на удачу». Все за столом были в этом убеждены. Но раввин, который там был, спросил: «Почему это знак удачи?» «Я не знаю», сказала жена путешественника. «Возможно, это древний способ предохранить гостя от плохих чувств». «Нет, это не объяснение», сказал раввин. «Определенные Еврейские традиции предполагают, что каждый человек имеет определенный запас удачи, который он расходует в течение своей жизни. Человек может сделать так, чтобы этот запас удачи расходовался только на те дела, которые действительно ему нужны – или он может использовать свою удачу на пустяки. Мы, Евреи, также говорим ‘Удачи’, когда кто нибудь разбивает стакан. Но это значит ‘Это хорошо, что вы не использовали часть вашей удачи, пытаясь не дать стакану разбиться. Теперь вы можете использовать ее для более важных вещей’».

***

Один из священных символов христианства – фигура пеликана. Причина проста: при полном отсутствии еды, пригодной в пищу, пеликан погружает клюв в собственную плоть, чтобы питать своих детей. Учитель сказал: «Часто мы неспособны понять благословения, которые получаем. Раз за разом мы не воспринимаем того, что делает Он, чтобы держать нас духовно сытыми. Есть история о пеликане, который всю суровую зиму жертвовал собой, обеспечивая своих детей собственной плотью. Когда наконец она умерла от слабости, один из птенцов сказал другому: ‘Наконец то! Я устал есть одну и ту же старую штуку каждый день’».

***

Если что то вас не удовлетворяет, – даже хорошее дело, которое вы хотели бы сделать, но оказались не способны, – остановитесь прямо сейчас. Если вещи не идут хорошо, есть только два объяснения: или проверяется ваша настойчивость, или вам нужно изменить направление. Для того чтобы обнаружить, какое из этих объяснений правильно – тем более, что они противоположны – используйте тишину и молитву. Постепенно вещи станут удивительно чистыми, пока у вас не будет достаточно силы, чтобы выбрать. Как только вы примете решение, полностью забудьте про другую возможность. И идите вперед, поскольку Бог является Богом храбрых. Домингос Сабино сказал: «Все всегда оказывается хорошо. Если события не идут хорошо, это потому, что вы еще не дошли до конца».

***

Бразильский композитор Нельсон Мотта был в Бахии, когда он решил посетить Мать Менинингу де Гентос. Он поймал такси, а по дороге водитель потерял тормоз. Автомобиль крутился около середины дороги, но кроме испуга, ничего серьезного не произошло. Когда он встретился с Матерью Менинингой, первое, что сказал ей Нельсон, было то, что он чуть не попал в аварию на середине дороги. «Есть определенные события, которые уже написаны, но Бог находит способ провести нас через них без каких либо серьезных проблем. Так что, попасть в автомобильную аварию в этой точке вашей жизни было частью вашей судьбы», сказала она. «Но как видите, это произошло – и все обошлось».

***

«Что то Вы упустили из своего рассказа о Дороге в Сантьяго», сказал пилигрим путешественнику, когда вдвоем они покинули конференцию. «Я обратила внимание, что большинство пилигримов», сказала она, «независимо, на Дороге в Сантьяго или на жизненном пути, всегда пытаются идти таким же шагом, как и другие. В начале своего паломничества я попыталась идти в том же темпе, в каком шла моя группа. Я устала, я потребовала от своего тела больше, чем оно могло мне дать, я была напряжена, и поранила сухожилия на левой ноги. Я не могла ходить в течение двух дней, и я поняла, что смогу дойти до Сантьяго только если буду идти в своем собственном темпе. Это оставило меня далеко позади остальных, и я шла очень долго одна по дороге. Но только благодаря этому я стала уважать свой собственный темп, которым я оказалась способна пройти дорогу целиком. С тех пор я применяю этот урок ко всему, что делаю в жизни».

***

В научно фантастическом рассказе описывается общество, где почти все рождаются готовыми выполнять какую либо функцию: техники, инженеры или механики. Только немногие рождаются без способностей: их отправляют в сумасшедший дом, потому что только сумасшедшие люди не в состоянии внести вклад в общество. Один из ненормальных взбунтовался. В приюте была библиотека, где он пытался узнать все об искусстве и науках. Когда он почувствовал, что узнал достаточно, он реши сбежать, но его поймали и передали научно исследовательскому центру за пределами города. «Добро пожаловать», говорит один из заведующих центром людей. «Это тот случай, когда человек вынужден идти своим собственным путем, которым мы восхищаемся больше всего. С этих пор Вы можете поступать, как Вам захочется, так как именно благодаря людям, подобным Вам, мир способен развиваться».

***

Перед тем, как уехать в долгую поездку, бизнесмен прощается со своей женой. «Ты никогда не дарил мне подарка, который был бы меня достоин» сказала она. «Ты неблагодарная женщина, все, что я дал тебе, стоило мне многих лет работы», ответил муж. «Что еще я могу тебе дать?» «Что то, что так же красиво, как и я». Целых два года женщина ждала свой подарок. Наконец вернулся ее муж. «Я нашел что то, что так же красиво, как ты», сказал он. «Я плакал от твоей неблагодарности, но я решил, что должен сделать, как ты просила. Я думал все это время, что ничто не может сравниться с твоей красотой, но я нашел кое что». И он протянул ей зеркало.

***

Буддистский учитель путешествовал пешком со своими учениками, когда он заметил, что они обсуждали, кто из них самый лучший. «Я практикую медитацию в течение пятнадцати лет», сказал один. «Я милосерден с тех пор, как оставил дом моих родителей», сказал другой. «Я всегда следовал наставлениям Будды», сообщил третий. В полдень они остановились под яблоней для отдыха. Ветки дерева настолько были усыпаны яблоками, что под их тяжестью они касались земли. «Когда дерево перегружено плодом, его ветки прогибаются до самой земли. Истинно мудр тот, кто скромен. Когда дерево не несет никакого плода, его ветки высокомерны и надменны. Глупый человек всегда верит, что он лучше, чем другие».

***

Учитель сказал: «Записывай! Независимо от того, что это – письмо, дневник или просто некоторые заметки, которые ты делаешь, когда говоришь по телефону – записывай! При письме мы становимся ближе к Богу и окружающим. Если ты хотите лучше понять свою роль в мире, записывай. Попытайся поместить свою душу в строчки, даже если их никто не прочитает – или хуже, если кто нибудь прочитает то, что ты не хотел, чтобы было прочитано. Простое письмо помогает нам организовать свои мысли и видеть более ясно, что нас окружает. Бумага и ручка творят чудеса – они облегчают боль, делают мечты осуществимыми и вызывают потерянную надежду. Слово имеет силу».

***

Монахи пустыни утверждали, что необходимо расшевелить ангельскую руку. Для этого они иногда делали нелепые вещи – например, разговаривали с цветами или смеялись без причины. Алхимики следуют за «знаками Бога»; ключ к разгадке, который порой имеет очень малое значение, но вдруг становится очень важным. Учитель сказал: «Не бойтесь, если вас посчитают за сумасшедших, – сделайте сегодня что нибудь, что идет наперерез всей вашей логике. Ведите себя противоположно тому, как вы ведете себя обычно. Такая незначительная вещь, не важно, насколько она мала, может открыть дверь в большое приключение – тела и души».

Купить: Паоло Коэльо “Мактуб”

Комментариев (6) Posted by Said on Понедельник, октября 27, 2008


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

6 Responses to “Мактуб”

Post A Comment