ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under биографии

Кира Муратова: искусство кино

В издательстве “Новое литературное обозрение” вышла новая книга Зары Абдуллаевой: “Кира Муратова: искусство кино” – первая монография на русском языке о всемирно известном режиссере. Вышедшая в год столетия отечественного кино книга послужила поводом к созданию автором первой ретроспективы фильмов Муратовой. 25 февраля в малом зале кинотеатра “Ролан” прошла презентация книги “Кира Муратова: искусство кино”.


В издательстве “Новое литературное обозрение” вышла книга Зары Абдуллаевой “Кира Муратова: искусство кино” – первая монография о культовом режиссере на русском языке! Это уникальное исследование посвящено анализу художественного мира режиссера, содержит подробный обзор всего творчества Муратовой, а также записи встреч, бесед, интервью, мнений людей близких героине издания или работавшие с ней. В книгу включены сценарии (“Княжна Мери”, “Чувствительный милиционер”), а также рассказ Муратовой “И птичку жалко, и кошку жалко”.

Выход книги сам по себе значительное событие, а в год столетия отечественного кино приобретает еще большую ценность. В связи с этим была организована первая в России ретроспектива фильмов Киры Муратовой. С 26 февраля по 6 марта 2008 года в столичном кинотеатре “Художественный” проходит большая ретроспектива полнометражных игровых фильмов Киры Муратовой. Кинопроект приурочен к выходу первой монографии о режиссере, написанной критиком Зарой Абдуллаевой.

Авангардистка. Анархистка. Формалистка. Кажется, что творчество Киры Муратовой можно вписать в рамки знакомых понятий. Но оно свободно от любых стереотипов. Муратова катастрофически, даже преступно не банальна. Каждый фильм вызывает жестокие споры. Великой иллюзии она предпочла великую условность. А чужую Одессу стала снимать, как Феллини – родной Римини. Язвительно и любовно. Эти фильмы одушевляет мысль как страсть, которая пульсирует между трагедией и фарсом, между собакой и волком. Радикальные художники прошлого века размышляли о границах искусства. Муратова работает в безграничном – искусственном – пространстве, возвращая искусству кино его первозданную силу.

В программе вечера: показ короткометражных фильмов “Кукла”, “Справка”, выступление автора, киноведов и кинокритиков, актеров и режиссеров.

Зара Абдуллаева о фильме “Кукла”: Это тридцатиминутная комедия характеров и положений, которая разворачивается на одесском бульваре. Я не знаю, почему ее не показывали. Чем она гениальна? Она гениальна тем, что она там сначала в этой шутке, Муратова, апология, голливудская иллюзия, а потом ее разоблачение. То есть Кира Георгиевна как обычно работает с разных концов. Она не оставляет тебя в покое. Она всякие события, всякие жанры, всякие ситуации, всякого человека, всякие стили, всякие предрассудки, всякие предубеждения, всякие табу всегда тебе предлагает в таком веере вариантов, что ты оказываешься ошеломлен.

Зара Абдуллаева о фильме “Справка”: Это о смерти и жизни с грандиозным сюжетом. Человек приходит за справкой, будто бы у него мама умерла, а оказывается, что она жива. Справка есть, а человек жив. И по этому поводу происходит ряд приключений коротких и душераздирающих и очень смешных как всегда у Муратовой бывает.

Гости и выступающие презентации: киновед, сценарист, кинокритик Зара Кемаловна Абдуллаева, выдающаяся кино- и театральная актриса Алла Сергеевна Демидова, режиссер Иван Владимирович Дыховичный, тележурналист Борис Исаакович Берман, сценарист Наталья Борисовна Рязанцева, режиссер, сценарист Александр Зельдович, выдающийся оператор (работал практически на всех фильмах Муратовой) Геннадий Васильевич Карюк, актриса Татьяна Друбич, кинокритик Антон Долин, режиссер, сценарист, лауреат последнего, 29 ММКФ Вера Михайловна Сторожева, актер, режиссер, соавтор сценария фильма “Астенический синдром” Сергей Сергеевич Попов и другие…

В книгу Зары Абдуллаевой “Кира Муратова: искусство кино” вошло исследование творчества режиссера, собственные тексты Муратовой (два сценария – “Княжна Мери” и “Чувствительный милиционер”, и рассказ “И птичку жалко, и кошку жалко”), и монологи ее коллег, в том числе оператора Геннадия Карюка, работавшего почти над всеми ее фильмами, и театрального режиссера Анатолия Васильева.
“Муратова — это совсем отдельная планета, которая принадлежит мировому кинематографу, — говорит Зара Абдуллаева. — Книга о ней построена не по хронологическому принципу, а по лейтмотивам, по конструктивным особенностям поэтики. Книга — о художественном мире Муратовой, а не о том, как ее зажимали и не давали ей снимать, что тоже, конечно, есть в сносках и комментариях, но эта книжка о режиссере Муратовой, а не о советском режиссере, которому не давали снимать. Но я сейчас вульгаризирую”.

- “По поводу “Долгих проводов”. Когда закрывали картину один раз, другой раз, третий раз, когда шли бесконечные поправки, так просто это не расскажешь”, – говорит автор сценария фильма “Долгие проводы” Наталья Рязанцева

Известная актриса Алла Демидова, исполнившая главную роль в фильме “Настройщик”, рассказала о работе с Кирой Муратовой на Одесской киностудии: “На студии ведь вообще никто не работает, кроме Кириной группы. Ходят бесконечные стада бездомных собак и Кирина группа. И все!”

Это первая монография о художественном мире известного кинорежиссера и кинодраматурга, создательницы таких культовых картин, как “Долгие проводы”, “Астенический синдром”, “Чеховские мотивы”.

- Это пятидесятая, юбилейная книжка серии “Кинотексты”. Вышли несколько книг о зарубежных кинорежиссерах в данной серии. Эта первая книга в серии об отечественном кинорежиссере. Муратова – чрезвычайно яркий режиссер. Она наряду с Тарковский крупнейший отечественный режиссер. В отличие от Тарковского она гораздо менее известна и о котором мало что писалось. Книга написана одним из лучших кинокритиков. Это пока единственное и лучшее, что мы можем предложить нашим читателем о творчестве Киры Муратовой. Надеюсь, последуют и другие книги о Муратовой, – говорит со-редактор серии “Кинотексты”.

Книги из серии “Кинотексты”

В книгу “Кира Муратова: искусство кино” включены сценарии Муратовой «Княжна Мери», «Чувствительный милиционер» и рассказ «И птичку жалко, и кошку жалко».

Зара Абдуллаева открыла презентацию книги словами:

- Спасибо за то, что вы пришли и хорошо, что пришли. Мои коллеги давно заставляли меня написать эту книгу, спрашивали, когда же, наконец, появится книжка об этом неизбалованном и великом режиссере. Фильмы Муратовой аванградны, они вызывают либо смущение, либо замешательство в меньшей или большей степени. Муратова открыла уникальный абстракт великой условности. Мне хотелось, по крайней мере, пыталась, несколько поколебать разрыв между ее зрителями… Я благодарю издательство “НЛО” за публикацию этой книжки. Есть надежда, что молодые люди и не очень молодые люди, те, кто не перегружен культурными стереотипами получит наслаждение увидев картины Муратовой. Чувственное и интеллектуальное наслаждение.

Кира Муратова родилась 5 ноября 1934 года в бессарабском городке Сороки (ныне — Молдова) — выдающийся режиссер, сценарист. В 1961 году Кира Муратова стала режиссером на Одесской киностудии. Как сценарист и режиссер Муратова дебютировала в 1962 году, совместно с Александром Игоревичем Муратовым поставив короткометражный фильм “У Крутого Яра”. В фильмах Киры Муратовой заявили о себе Владимир Высоцкий, Нина Русланова, Рената Литвинова, Богдан Ступка.
Книга “Кира Муратова: искусство кино” состоит из текстов самого режиссера, а также из авторского повествования, посвященного анализу художественного мира Муратовой, монологов людей, работавших с ней или размышляющих о ней.
О Муратовой высказываются оператор Геннадий Карюк, снявший почти все ее фильмы, Наталья Рязанцева, которая написала сценарий к фильму “Долгие проводы”, знаменитый театральный режиссер Анатолий Васильев и другие.
“Эти голоса украшают книжку и придают ей дополнительные звуки”, — говорит Абдуллаева.
Кроме того, в книгу включены два сценария: “Княжна Мери” и “Чувствительный милиционер”, а также рассказ Муратовой “И птичку жалко, и кошку жалко”.
“Это совершенно потрясающий маленький рассказ Муратовой, который поставлен в самое начало книги, потому что сама Кира Георгиевна считает его эпиграфом ко всему, что она сделала в кино”, — отметила автор книги.
В связи с выходом первой монографии о творчестве Киры Муратовой, издательством “НЛО”, при поддержке Музея кино, журнала “Искусство кино” и кинотеатра “Художественный”, было решено организовать первую ретроспективу фильмов знаменитого режиссера.
“Это почти полная ретроспектива. Будут показаны все фильмы Муратовой, за исключением трех картин, которые не вошли в программу по чисто техническим причинам”, — уточнила Абдуллаева.
Устроители надеются, что эта первая ретроспектива, которая открывает год столетия русского кино, привлечет, в первую очередь, молодых людей, потому что именно они, не испорченные культурными стереотипами, смогут воспринять настоящее авангардное искусство.
“Эта ретроспектива призвана “взорвать” зону неприятия и странного отношения к Муратовой, потому что ее поздние фильмы воспринимаются, мягко говоря, неоднозначно, — отметила кинокритик. — Поэтому устроители ретроспективы решили провести показы в обратном порядке: начать с последнего фильма Муратовой и двигаться к началу”.
Ретроспектива стартовала в кинотеатре “Художественный” 26 февраля и продлилась 10 дней.

Содержание книги “Кира Муратова: искусство кино”:

Кира Муратова. И птичку жалко, и кошку жалко.
От автора.
Лейтмотивы.
Люди и положения.
Наталья Рязанцева. К сожалению, короткие встречи.
Любовь.
Смерть.
Майя Туровская. “Низзя”.
Дети.
Животные.

Мистерия-буфф (“Астенический синдром”).
Ганс-Иоахим Шлегель. Ритм.

Расчет и свобода.
Люди и актеры.
Виктор Гвоздицкий. Особь не актерская.
Монолог.
Среда.
Наталья Дзюбенко.Интонация.
Референты.
Композиции.
Анатолий Васильев. правила игры.

Общество зрелищ (“Чеховские москвы”).
Геннадий Карюк. Кира видит насквозь.

№ 18. (“Два в одном”).

Сценарии.
Кира Муратова. Княжна Мери.
Кира Муратова при участии Евгения Голубенко. Чувствительный милиционер.

Фильмография.
Именной указатель.

Зара Кемаловна Абдуллаева

Зара Абдуллаева — одна из самых известных и успешных отечественных кинокритиков, автор книг, многочисленных статей, эссе по истории и теории кинематографа, театра и литературы, сценарист, кандидат искусствоведения.
В 1975 г. окончила филологический факультет МГУ. Кандидат искусствоведения (1982).
В прошлом – редактор издательства “Союзтеатр”.
Публикации в периодических изданиях: “Искусство кино”, “Сеанс”, “Советский фильм”, “Театр”, “Дружба народов”, “Вопросы литературы”, “Новый мир”, “Литературное обозрение”, “Знание — сила”, “Декоративное искусство”, “Вестник Академии наук”, “Литературная газета”, “Коммерсантъ-daily”, “Независимая газета”.
Все книги автора: “Живая натура. Картины Романа Балаяна”, “Вне игры – О. Янковский в театре и кино”, 2 изд-е “Ностальгия по герою”, “Реальное кино”
Премии и награды: 1989 — Приз СК СССР за лучшую книгу года (“Живая натура. Картины Романа Балаяна”), 1990 — Премия журнала “Знание — сила” за лучшую статью года (“Мессия в законе”), 1996 — Премия журнала “Дружба народов” за лучшую критическую статью года (“Между зоной и островом”), 1997 — Премия журнала “Искусство кино” (“Волга впадает в Каспийское море”; “На ловца и зверь бежит” — в числе десяти лучших публикаций года), 2001г. – Премия Гильдии киноведов и кинокритиков РФ за книгу “Реальное кино”.
Сценарии: “На ровном месте” в соавторстве с Т. Савельевым, “Временная жизнь” в соавторстве с А. Медведевым.

Комментариев (0) Posted by Said on Вторник, марта 4, 2008


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

Post A Comment