ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under Разное


В.Т.Третьяков, создатель “Независимой газеты” и на протяжении 11 лет ее бессменный главный редактор, один из ведущих журналистов и политологов страны, многие годы читает в МГИМО курс лекций по журналистскому мастерству, в основе которого – его колоссальный профессиональный опыт. А потому данный учебник, написанный на основе этих лекций, представляет собой своего рода открытый мастер-класс, причем мастер-класс предельно демократичный, от посещения которого выиграют как студенты, так и искушенные профессионалы.

Книга адресована не только тем, кто намерен связать свою жизнь с журналистикой или действующим журналистам, но и тем, кто по роду своей деятельности соприкасается с ней, пользуется услугами СМИ, – политикам, политологам, политтехнологам, сотрудникам PR-агентств и т.п.
Издание, выдержало не одно издание, пользуется постоянным спросом и популярностью.

Купить: В.Третьяков “Как стать знаменитым журналистом”

В основе этого яркого и необычного учебника прежде всего – богатый личный опыт автора. Сейчас В.Третьяков читает этот курс в Высшей школе телевидения МГУ им.М.В. Ломоносова, деканом которой он является со дня ее основания.

В книгу вошли: 26 лекций по теории и практике современной русской журналистики; мастер-класс; 33 статьи, иллюстрирующие теорию, – “Физиология журналистики”; типология журналистов – “Журналисты как люди”; история большой медийной войны – “Дело НТВ”, другие интересные сюжеты. И, в качестве бонуса, 200 максим журналистики, 10 из которых – золотые.

Тем, кто выбрал для себя журналистскую стезю, книга даст ответы на многие важные вопросы и поможет сократить путь к вершинам профессии. “Беритесь за то, что не рискуют делать другие. Будьте свободнее их. Чаще всего это не так трудно и опасно, как кажется”, – гласит первая золотая максима В.Третьякова.

Людям других профессий – политикам, политологам, политтехнологам, государственным служащим всех уровней, и, конечно, пиарщикам эта книга поможет лучше понимать механизмы и алхимию “четвертой власти”.

Первое издание книги “Как стать знаменитым журналистом” было отмечено Премией Российской государственной библиотеки и Русского биографического института за лучшую книгу 2004 года в номинации “Журналистика”.

К нынешнему изданию автор написал новое предисловие:
ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 2010 ГОДА

Данное издание моего Курса лекций по теории и практике современной русской журналистики “Как стать знаменитым журналистом” является вторым. Первое было выпущено издательством “Алгоритм” в 2004 году тиражом 3 тысячи экземпляров и довольно быстро исчезло с прилавков книжных магазинов. Много разъезжая по стране, я знаю, что мой курс используют для преподавания журналистики в разных университетах России. И всюду – при дефиците самой книги, имеющейся на соответствующих кафедрах буквально в одном-двух экземплярах.

Все эти годы, получая постоянные вопросы о том, где можно купить или “достать” эту книгу, а также просьбы о выпуске нового издания, я намеревался такое издание подготовить, но, конечно, не как стереотипное, а в переработанном виде. Однако осуществлению этих благих и, что приятно, желаемых читателями намерений мешала постоянная занятость практической работой в печатных и электронных СМИ.

Работа эта не прекращается и по сей день, однако в 2008 году возник новый побудительный мотив для подготовки нового издания книги, которую и сам я иногда называю учебником. В начале лета 2008 года я был назначен деканом еще не существовавшего тогда нового факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Факультет получил название Высшей школы телевидения. Целью его создания стала организация системы академической и специальной подготовки телевизионных кадров высшей квалификации для бурно развивающейся отечественной телеиндустрии и приютившейся внутри нее тележурналистики.

Уже осенью 2008 года Высшая школа телевидения МГУ приняла в свои аудитории на Воробьевых горах первых студентов бакалавриата и магистрантов. И их нужно было учить – в том числе и журналистике.

Естественно, я воспользовался для этого своим учебником, передав в библиотеку факультета последние три десятка оставшихся у меня авторских экземпляров книги.

Законы и правила журналистики, как и математики, универсальны. Однако специфика журналистского труда в системе электронных СМИ, конечно, существует. А мой курс лекций составлялся главным образом для чтения будущим работникам классических печатных СМИ. Разумеется, представляя на своих занятиях в Высшей школе телевидения этот курс студентам-телевизионщикам, я дополнял его содержание тем, что имеет непосредственное отношение к телевидению. В связи с этим в голове у меня уже сложились все дополнения и уточнения, которые необходимо добавить в учебник, заодно несколько обновив, на основе появившихся и проявившихся после 2004 года тенденций в развитии отечественного телевидения и журналистики, фактологическую и иллюстративную сторону книги. Однако организационные хлопоты, связанные с созданием и первым годом существования Высшей школы телевидения, не позволили мне этим заняться.

Наконец я решил, что откладывать дальше подготовку нового, дополненного и расширенного издания нельзя (тем более, что книг стало не хватать уже и студентам самой Высшей школы телевидения, число которых в 2009 году увеличилось втрое). Зима, весна и лето 2010 года были мною намечены как время непременной работы над новой редакцией учебника. И осенью 2010 года я собирался выпустить его в свет.

Однако случившаяся в конце сентября 2009 года автомобильная авария, приведшая, увы, к серьезной травме моей правой, то есть рабочей, руки, отложили эти планы, как минимум, на год. Между тем просьбы переиздать книгу хотя бы в ее первоначальном виде продолжают поступать.

Вот почему мы с издательством “Алгоритм” и решили предпринять такое переиздание. От первого издания оно отличается только этим Предисловием. Ну и, разумеется, оформлением книги.

Я по-прежнему намерен подготовить, причем очень стремительно, но как только это позволит восстановление функций моей правой руки, новое издание книги, значительно расширив в ней, помимо прочего, части и разделы, относящиеся непосредственно к телевидению. Однако с полной ответственностью могу утверждать, что и данный вариант, на мой, авторский, взгляд, не страдает ничем таким, что бы могло потребовать его коренной и принципиальной переработки или помешать мне предложить его вниманию нынешних студентов факультетов журналистики и телевизионных школ в качестве курса, честно, трезво и не предвзято описывающего то, что должен знать и в чем должен ориентироваться, соглашаясь со мной или не соглашаясь, современный пишущий или телевизионный журналист. Тем более – готовящий себя к этому поприщу студент.

Отрывок из книги “Как стать знаменитым журналистом”:

Максимы журналистики

1. Делай то, что не рискуют делать другие. Чаще всего это не так уж трудно и опасно, как кажется.

2. Не пиши быстрее других, пиши лучше других. То, что ты был первым, забудется. То, что написал лучше, — запомнится.

3. Пиши и говори меньше, чем знаешь, но больше, чем другие.

4. Главное дело журналистов (помимо сообщения новостей) — писать и говорить банальности в момент, когда эти банальности более всего похожи на откровения.

5. Знай пределы своей компетентности и предполагай, что могут найтись люди более компетентные или так сложатся обстоятельства, что твоей компетентности будет недостаточно.

6. Не бывает текстов, которые не нуждались бы в редактуре.

7. Золотая стилевая максима: Ничего лишнего, но все необходимое минус что-то из необходимого, но плюс что-то избыточное, специфически твое, фирменное.

8. Золотая максима редактора: Интересную статью ставь в номер, ничего не вычеркивая и тем более не вписывая. Неинтересную — брось в корзину.

9. Золотая максима главного редактора: Не заставляй других писать то, что они не думают, и не писать то, что думают.

10. Поскольку никто из журналистов не может заречься от того, чтобы не быть вынужденным однажды прибегнуть к обману, отведи себе в начале своей карьеры право всего на три таких поступка. Старайся как можно дольше оттягивать первый обман, ибо тогда ты преждевременно используешь то, к чему, возможно, еще придется прибегнуть, а лимит будет уже исчерпан. Последнюю такую возможность вообще оставь на самый конец профессиональной жизни.

12. Сто журналистов, собравшись вместе, никогда не сделают самолет, который взлетит. Сто авиаконструкторов легко сделают газету, и, возможно, хорошую.

16. Журналистика — массовая профессия, отдельно взятого журналиста не существует.

21. Журналистика есть просвещенный дилетантизм.

25. Нет худшего журналиста, чем писатель.

27. Уголовный кодекс — вторая после данного курса лекций книга, которую необходимо прочесть всем, кто собирается заниматься журналистикой.

29. Прогноз есть венец, высшая форма мастерства журналистики как творчества и профессии.

32. Ложь, изреченная СМИ, есть правда. Хотя бы на время.

34. Самой хорошей власти люди доверяют меньше, чем самой плохой прессе.

42. Цензура не спасает от глупости, так же как и свобода печати не гарантирует появления лишь умных текстов.

44. Журналистика, как и поэзия, должна быть немного глуповата.

50. Именно через СМИ нация каждодневно общается сама с собой.

56. В мире нет ничего идеального, кроме наших идеалов. И свободная журналистика — один из них!

65. Нельзя журналистам, будучи вовлеченными во все политические процессы, идущие в обществе, как отрицать очевидное (в частности, свое реальное участие в политической борьбе), так и постоянно твердить: мы самые честные, мы самые неподкупные. И при этом постоянно обвинять в нечестности, лживости и купленности всех остальных. Рано или поздно кто-то проверит и счета журналистов.

66. Основной парадокс журналистики: Будучи голосом общества, обращенным прежде всего к власти, журналистика является частью изощренно-плюралистической системы управления обществом.

73. Журналист — этот тот, кто пишет не о том, что случилось с ним, и излагает в первую очередь не свои мысли, а идеи тех, от кого зависит жизнь общества.

76. Журналист неприкасаем, хотя и подсуден. В обществе, но не в своем средстве массовой информации.

78. Современная журналистика выполняет пять основных и две дополнительных общественно значимых функции:

1. Передача информации о происходящем в мире — информационная функция; 2. Объединение общества (или системы обществ и государств) в единое целое — коммуникативно-интеграционная функция; 3. Провозглашение (декларация) интересов общества перед теми, кто этим обществом управляет (перед властью), — функция vox populi (гласа народа); 4. Управление (вплоть до манипулирования) поведением и инстинктами общества (масс населения) со стороны власть имущих, правящего класса, государства — политическая функция; 5. Воспитание и отчасти образование подрастающих и уже взрослых поколений — функция социализации людей. Две дополнительные функции: 1. Историографическая; 2. Развлекательная.

84. Общество признает за журналистом право говорить от его, общества, имени, а взамен требует или, по крайней мере, предполагает, что журналисты будут распоряжаться этим правом ответственно, то есть: не лгать, точно излагать факты, соразмерять общественную значимость события с тем, как его подают в СМИ, и т.п.

87. Если вас не интересует журналистка, это не значит, что она не интересуется вами, а однажды, например, в период выборов, не займется вами, причем с очень большим пристрастием.

96. Журналисты нужны власти больше, чем власть им. В этом возможность маневра, не без ущерба для принципов, разумеется.

102. Журналисты и чиновники, за которыми в обоих случаях стоят свои системы, два самых безответственных профессиональных клана в России, да и не только в ней.

103. При нынешней мощи СМИ, при том, что это реальная четвертая власть, гласность в оплате журналистов не менее принципиальна, чем гласность в оплате чиновников.

106. Современное телевидение тотально. Следовательно, оно потенциально, а в некотором смысле уже и реально тоталитарно.

108. Современное общенациональное телевидение есть политическое ядерное оружие, радиус применения которого ограничен территорией только собственной страны, что делает это оружие еще более опасным.

112. Современное телевидение переносит игровой метод познания мира с детей и умственно отсталых либо дефектных людей на, во-первых, взрослое население, а во-вторых, на население вполне умственно полноценное.

115. Плохо ошибаться, но еще хуже и крайне глупо упорствовать в своих ошибках и не признавать их. Правда, делая это публично, нужно всегда быть готовым к тому, что твоей щепетильностью воспользуются твои конкуренты, враги, а порой даже и друзья.

119. Будучи безупречным в ссылках на чужие источники информации и аргументацию, вы получаете уникальную возможность выдавать аудитории собственную эксклюзивную информацию и собственные оригинальные выводы, одновременно гарантируя соблюдение своих прав и на первое, и на второе.

126. Чистая, ни с чем не смешанная правда есть гораздо более сильное оружие, чем любая ложь или смесь правды и лжи. Поэтому журналистика и не может постоянно использовать это оружие — слишком непредсказуемым может быть эффект.

128. Ни одно СМИ, требующее оглашения всей правды, только правды и ничего иного, кроме правды, о деятельности или поведении какого-либо института или человека, никогда не расскажет всей правды (и далее — по формуле) о себе.

135. Свобода печати существует в России для тех журналистов, которые способны и имеют возможность в рамках ее работать, а свобода массовой информации — для тех, кто имеет возможность следить за передачами всех основных телеканалов и регулярно читать, как минимум, шесть-семь газет и два-три еженедельника разных политических направлений.

137. Свободно выраженную мысль государству легче контролировать, чем мысль не высказываемую.

138. Дружеская цензура — самый сильный и эффективный вид существующей сегодня неформальной цензуры, помимо тех случаев, когда речь идет о прямых угрозах журналисту.

146. Именно за точность прогнозов и идет главное соревнование в средствах массовой информации.

154. Репортаж — это жанр, через который реальная жизнь в наименее искаженном виде доходит через СМИ до аудитории.

159. Если страсть из повода к написанию статьи становится единственным способом трактовки того, о чем автор пишет, то вместо аналитической статьи получается публицистическая.

161. Игра как журналистский жанр есть развлечение аудитории через вовлечение ее в наблюдение за упрощенно-соревновательными моделями жизненных (в том числе и общественно-значимых) ситуаций, моделей, в которых примитизированы как мотивы, так и ход и следствия человеческих поступков.

162. Первое: Не бери интервью у того, кого любишь, и у того, кого ненавидишь, — только у того, кто тебе интересен при в целом нейтральном к нему отношении.

163. Второе: Составь накануне встречи как минимум 20–30 вопросов к герою интервью.

164. Третье: Не только подготовь 20—30 вопросов, но и сам письменно (или хотя бы в уме) ответь на них за интервьюируемого.

165. Четвертое: Проявляй и демонстрируй интерес к собеседнику, знание его жизни и деятельности, но не льсти.

166. Пятое: В ходе интервью не демонстрируй собеседнику ни чрезмерный для него уровень знания того, о чем вы говорите, ни собственную глупость: первое вызывает раздражение, второе — насмешку.

167. Шестое: Опасайся профессиональных интервьюируемых.

168. Стиль, форма (или громкое имя автора) — это то, с помощью чего текст проникает в сознание аудитории, а содержание — то, что в этом сознании производит изменения.

171. Добиться того, чтобы твои тексты узнавались по одной фразе, по одному заголовку, по одному, в крайнем случае, абзацу — вот цель формирования собственного стиля в журналистике.

177. Читатель должен чувствовать, что автор знает больше того, о чем пишет.

178. Пиши статьи именно о том, что любишь, или о том, что не любишь. Если только ты объективен. Однако честно предупреждай аудитории о своей позиции.

180. Стиль заголовка — это стиль издания. Именно по заголовкам можно с первого взгляда отличить качественное издание от бульварного.

181. Идеальным заголовком и подзаголовком являются такие, после прочтения которых можно, даже не читая материала, полностью понять его суть.

182. Прочитав первое предложение материала, читатель должен непременно захотеть дочитать материал до конца.

188. Если текстовка ничего не добавляет к фотографии, она просто плоха.

192. Если главный редактор является цензором в своем СМИ, то это плохой редактор. И лучший способ избавиться от этой роли, которую вам навязывают обстоятельства и подчиненные, это собственными текстами демонстрировать своим сотрудникам близкое к оптимальному сочетание тех интересов, которые разрывают главного редактора на части в той же мере, как и журналистов издания, которым он руководит.

193. Главный редактор должен быть диктатором. Но, конечно же, просвещенным и отходчивым.

194. У главного редактора должно быть очень много друзей и знакомых, в том числе на самом верху, а также абсолютное умение говорить с властью на равных.

198. Очень опасно, если журналисты почувствуют: главный не тянет в самой журналистике, не умеет писать, не может дать дельного совета, как переделать статью.

199. Главный редактор, который ревнует к журналистским успехам своих сотрудников, никогда не сделает хорошую газету или телеканал.

200. Журналист, выбирающий, где ему работать, если у него есть такая возможность, выбирает, в конечном итоге, четыре вещи (если даже не всегда об этом думает): зарплату, работу (насколько она его удовлетворяет), издание и главного редактора. И каждое из этих четырех условий значимо, причем последнее – даже больше, как выяснятся, чем все остальные, вместе взятые

Купить: В.Третьяков “Как стать знаменитым журналистом”

Комментариев (0) Posted by Said on Суббота, сентября 4, 2010


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

Post A Comment