ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under культурология

В Культурном центре “Покровские ворота” (г. Москва, ул. Покровка 27 стр.1) 2 декабря (вторник) в 15.00 состоится презентация впервые переведенной на русский язык книги Йозефа РАТЦИНГЕРА (Папа Бенедикт XVI) “Иисус из Назарета”. Презентация пройдет при участии Посольства Ватикана в России и архиепископа-митрополита католической епархии Божией Матери в Москве Паоло ПЕЦЦИ. Вход свободный

Купить: Йозеф Ратцингер Папа Бенедикт XVI “Иисус из Назарета”

19 апреля 2005 года 78-летний кардинал Йозеф Ратцингер был избран Папой Бенедиктом XVI. Считавшийся в 1970-е гг. одним из самых прогрессивных теологов и лекторов, Ратцингер со временем завоевал репутацию сурового стража веры, консерватора, блюстителя внутрицерковной дисциплины, непримиримого противника гомосексуализма, разводов, абортов, клонирования и и.д., за что получил прозвище “кардинал-танк”. Доктор богословия, автор многочисленных публикаций (более 40 книг). Его работы “Введение в христианство” (1968, 2000) и “Иисус из Назарета” стали мировыми бестселлерами.

В своей первой написанной в сане понтифика книге Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI) подводит своеобразный итог многолетним трудам, в центре которых неизменно оказывается главный вопрос – постижение истинного значения Иисуса Христа.

Книга, работа над которой началась в 2003 году, адресована не только ученым-богословам и церковнослужителям, по всему христианскому миру. Автор, убежденный противник популистских истолкований и псевдоисторических реконструкций образа Христа, стремится открыть читателям “своего” Иисуса и через параллели с современностью приблизить Его к нам. “Иисус из Назарета” представляет собой первую часть задуманного объемного труда и охватывает период от Крещения в Иордане до Преображения.

В своей новой книге “Иисус из Назарета” Папа Римский Бенедикт XVI делится своим восприятием Господа, учения Христа, осуждает цинизм современного мира, где главными ценностями являются власть и жажда наживы.

Этот мир нанес духовную травму африканским народам, отмечает Бенедикт XVI. “Африканские народы ограблены. Наш стиль жизни, наша история раздевали и продолжают раздевать их до нитки. Мы нанесли им духовную травму: вместо того, чтобы дать им Бога и принять все ценное и великое из их традиций, мы дали им цинизм мира без Бога, в котором существуют только власть и жажда наживы”, – говорит Папа на страницах своей книги.

Это первый 448-страничный труд Йозефа Ратцингера на посту понтифика. Она будет издана на 19 языках.

Ратцингер начал работать над “Иисусом из Назарета” еще до избрания на Папский престол, потом же он посвящал написанию книги все свое свободное время. Папа Римский рассказал, что в своей книге изучал Иисуса как в историческом аспекте, так и в религиозном, рассматривая его жизнь с момента Крещения до Преображения.

“Иисус – это не миф, это человек из крови и плоти, это реальный исторический персонаж”, - пишет Папа в предисловии к работе, которая, по его словам, является его личным восприятием Господа, и которое любой может оспорить.

Вторая часть, рассказывающая о последних годах земной жизни Христа, должна появиться вскоре после первой.

Российским читателям предоставляется уникальная возможность познакомиться с книгой одного из авторитетнейших мировых лидеров, главы самой крупной христианской конфессии, человека, которого считают своим духовным наставником сотни миллионов людей во всем мире.

“Иисус из Назарета” - первая в истории книга об Иисусе, написанная самим главой католической церкви. И это не догма, не наставление в вере, не философский трактат для богословов, это – прежде всего, размышления мудрого человека о том, что является самым главным в жизни, интересные самому широкому кругу читателей. В этой книге 80-летний Папа Бенедикт XVI подводит своеобразный итог многолетним трудам, в центре которых неизменно оставался главный вопрос – постижение истинного значения Иисуса Христа.

“Нелепые изображения Иисуса в виде революционера, умеренного социального реформатора, мужа Марии Магдалина и так далее можно спокойно убирать на кладбище истории. Что и делает в своей книге Папа Римский” - Кардинал Кристоф Шенборн

В опубликованной накануне книге “Иисус из Назарета” – первой книге, которую Йозеф Ратцингер написал, став главой Ватикана, он приводит личные размышления о жизни и учении Иисуса Христа. Понтифик критикует “зло” капиталистической эксплуатации бедных, но порицает и то, что в марксизме отсутствует Бог.

В новой книге Бенедикт XVI касается вопроса, который начал проявляться за те два года, что он занимает папский престол: духовной слабости современной материалистической жизни, при которой люди считают, что могут обойтись без Бога.

Кроме того, Папа косвенным образом осудил художественное изображение Христа в таких произведениях, как “Код да Винчи”, где приводятся рассуждения о том, будто Иисус был женат, имел детей и не воскресал из мертвых.

Книга также затрагивает вопросы, беспокоившие Бенедикта XVI еще в бытность его префектом Конгрегации доктрины веры, когда он пытался бороться с “либеральной теологией”, которая понимает спасение как освобождение от несправедливости. Подобные взгляды популярны в Латинской Америке.

Понтифик подчеркивает, что данная книга, которую он начал писать в 2003 году, еще будучи кардиналом Йозефом Ратцингером, отражает его “личные поиски облика Господа” и никак не относится к официальной доктрине Римско-католической церкви. “Поэтому любой волен возразить мне”, – пишет он.

Бенедикт XVI, активно занимавшийся теологией и до принятия папского сана, приводит обзор евангельских рассказов об общественном служении Иисуса и приходит к основному утверждению христианской веры: Иисус есть Бог.

Это первый из двух запланированных томов. Итальянское издательство Rizzoli сообщило, что во втором томе будут затронуты темы рождения Христа, распятия и воскрешения.

Книга “Иисус из Назарета” касается ряда важнейших вопросов общественной жизни и служения Иисуса. Целая глава посвящена Нагорной проповеди, в которой Иисус обещал блаженство всем нищим, кротким и алчущим. Затем Бенедикт XVI говорит о том, как эта проповедь отражается в сегодняшнем мире.

“Пережив опыт тоталитарных режимов, ту жестокость, с которой они попирали людей, издевались над слабыми, порабощали и мучили их, мы по-новому понимаем алчущих и жаждущих правды”, – пишет он.

“Столкнувшись со злоупотреблением экономической мощью, с таким злом, как капитализм, который принижает человека до уровня потребителя, мы начали более отчетливо видеть опасности богатства. Мы по-новому понимаем, что имел в виду Иисус, предостерегая нас от богатства”.

Бенедикт XVI возвращается к этой теме в другой главе, посвященной библейской притче о добром самаритянине и о необходимости возлюбить ближнего. В ней Папа порицает богатых, “разграбивших” с помощью колониализма Африку и третий мир, как в материальном, так и в духовном плане.

Он критикует образ жизни богатых, говорит о “жертвах наркотиков, торговли людьми, сексуального туризма, людях, уничтоженных изнутри. Они пусты, несмотря на избыток материальных благ”.

Богатые страны продолжают наносить вред третьему миру, предоставляя ему сугубо техническую помощь, говорит он в своей книге. “Эта помощь не принимала во внимание существующие религиозные, моральные и социальные явления, и техническое отношение попало в вакуум”.

При этом в другой главе Бенедикт XVI резко критикует марксизм за то, что он не оставил в жизни места Богу.

“Когда Бога считают второстепенной силой, которую можно на время или навсегда оставить ради более важных вещей, этих важных вещей достичь не удается, – пишет он. – Неудачный исход марксистского опыта показывает это”.

Но несмотря на то, что Бенедикт XVI восхищается учением Иисуса о социальной справедливости, было бы неправильно делать вывод, что он поддерживает отношение к Иисусу как к “социальному реформисту”, каким его часто изображает “либеральная теология”, заявил кардинал Кристоф Шенборн, архиепископ Венский и друг Папы.

Кардинал Шенборн во время презентации книги в Ватикане говорил о жестком отношении Бенедикта XVI к “либеральной теологии”. Он заявил: “Бесчисленные причудливые изображения Иисуса в виде революционера, умеренного социального реформатора, мужа Марии Магдалины и так далее… можно спокойно убрать на кладбище истории”.

Содержание книги дает основание считать, что ее значение нельзя уместить в русло просто теологической работы, как нельзя считать аудиторией этой книги только католическую паству. Появление “Иисуса из Назарета” относится к событиям, которые, думается, трудно сразу правильно оценить и предсказать их воздействие на дальнейшее развитие мировоззренческих наук всех конфессий, на осмысление одного из самых сложных и противоречивых теологических и философских поисков – поисков того, что есть Бог. И, познакомившись с книгой, понимаешь: автор подводит к осмыслению этой главной своей концессии самого читателя, старается своими утверждениями и предположениями побудить его определить, какова дарованная ему степень поведенческой свободы. Более того – кто и что вправе оценивать и конструировать шкалу, нормирующую его поведение. Видимо, поэтому папа Бенедикт XVI сразу предупреждает, что его книга – не наставление: “Это плод моих личных раздумий о “лице Господнем”. Каждый может со мной поспорить”.

Это “поспорить” является, с моей точки зрения, очень интересным сигналом о происшедшей в мировоззрении самого Йозефа Ратцингера подвижке. Теперь он уже не кардинал и архиепископ Мюнхенский, теперь он уже даже не префект Конгрегации вероучений – своеобразного идеологического штаба Ватикана. Теперь он – Папа Римский Бенедикт XVI, носящий официальные титулы Викария Иисуса Христа и Верховного Первосвященника Вселенской церкви. В своей предыдущей ватиканской ипостаси перфекта он являлся главным помощником Иоанна Павла II в деле восстановления расшатанной после Собора внутрицерковной дисциплины в среде профессоров-теологов. Считают, что автором многих комментариев покойного папы в теологических дискуссиях с этими профессорами был именно Ратцингер. Возглавляя Конгрегацию вероучений, он приобретает славу самого консервативного католического богослова и даже получает прозвище “кардинал-танк”. И это при том, что еще на одном из первых этапов своей богословской карьеры, будучи в 70-е годы советником кельнского кардинала, он имел репутацию одного из самых прогрессивных теологов. Его лекции проходили в переполненных залах – чтобы послушать выступления Ратцингера, люди приезжали за многие сотни километров.

Но постепенно он переходит на консервативные позиции и ужесточает церковные доктрины. Перфект Ратцингер сурово осуждает гомосексуализм и однополые браки, в 2004 г. клеймил “радикальный феминизм”, резко выступает против разводов, абортов и клонирования. Во многих его опубликованных работах отмечались жесткость и категоричность суждений. Выступая на синоде епископов в Ватикане, Ратцингер бескомпромиссно бросает в аудиторию: “Церковь слишком занята собой, вместо того чтобы говорить о Христе”.

В “Иисусе из Назарета” Папа Римский-Ратцингер уже приглашает к дискуссии. Возможно, именно из-за “смягчения” в книге своих заключений Бенедикт XVI некоторые выводы оставляет делать самому читателю, ставя перед ним только построенные на фактах вопросы. Книга интересна тем, что она в доказательствах силы и роли Христа не обходит сегодняшние социальные проблемы, и наоборот – часто отталкивается от них. Например, интересна в этом отношении одна из десяти глав книги, посвященная Нагорной проповеди, в которой Иисус обещал блаженство всем нищим, кротким и алчущим. Отражение сути этой проповеди в сегодняшнем мире Бенедикт XVI видит в тех изменениях, которые произошли и происходят в странах, где были тоталитарные режимы. “Пережив опыт тоталитарных режимов: мы по-новому понимаем алчущих и жаждущих правды”, – пишет он. И дальше можно понять, что этим Бог вознаграждает их за страдания.

Автор далек от идеализации мира, в котором живут сегодня цивилизованные демократические страны. “Столкнувшись со злоупотреблениями экономической мощью, с таким злом, как капитализм, который принижает человека до уровня потребителя, нивелирует мораль, мы начали более отчетливо видеть опасность богатства, - говорит он. - Мы по-новому понимаем, что имел в виду Иисус, предостерегая нас от богатства”. Эту же тему в полной мере продолжает другая глава, касающаяся библейской притчи о добром самаритянине и о необходимости возлюбить ближнего своего. Здесь Бенедикт XVI осуждает и порицает богатых, “разграбивших” Африку и третий мир. Причем он утверждает, что это не просто материальное разграбление, но и духовное. Разграбление третьего мира продолжается и сегодня. А техническая помощь, предоставляемая некоторым из этих стран, фактически “попадает в вакуум”, потому что помощь совершенно не учитывает существующие там религиозные, моральные и социальные явления.

Конечно, в опубликованной книге так или иначе затрагиваются вопросы, которые беспокоили Йозефа Ратцингера, когда он отстаивал доктрины веры, будучи префектом Конгрегации вероучений и боролся с “либеральной теологией”. В одной из своих работ того периода он писал о том, что у многих людей создается впечатление, будто “церковь только осуждает и ограничивает: У нас в Германии и в Центральной Европе церковь видится, как враг прогресса и защитник своих структур. Когда же мы говорим о Боге, о Христе и многих столь принципиальных вопросах веры, эти темы не могут быть осознаны миром, который не в состоянии их увидеть”. Критикуя капитализм, Бенедикт XVI резко обвиняет и марксизм том, что он не оставил в жизни место Богу. “Когда Бога считают второстепенной силой , которую можно на время или навсегда оставить ради более важных вещей , этих важных вещей достичь не удается, – утверждает он. – Неудачный исход марксистского опыта показывает это”.
В “Иисусе из Назарета” Бенедикт XVI во многом опирается на евангелические рассказы об общественном служении Иисуса именно в той логической окраске, которую он защищал, еще активно занимаясь теологией и до принятия папского сана. И здесь он использует их для доказательства одного из самых главных утверждений христианской веры, что Иисус есть Бог. Для самого понтифика это очень важный постулат. В предисловии к книге Папа Римский пишет, что, начиная с 50-х годов прошлого века, все большим становился разрыв между Иисусом историческим и Иисусом веры. Образ Иисуса “становится все более размытым, его очертания неясны”, и мы считаем, что наша вера в его божественность и создала его образ. “Подобное видение глубоко проникло в общее христианское сознание” – констатирует понтифик, и характеризует эту свою работу, как “попытку представить Иисуса, исторического Иисуса, в истинном смысле этого слова”. В этих его логических построениях угадывается и осуждение всевозможных реконструкций образа Христа на подобие того, как представляется он в произведении “Код да Винчи”, где ведется рассуждение о том, что Иисус был женат, имел детей и не воскрешал из мертвых.

Уже появились заявления, что сам понтифик, восхищаясь в этой работе учением Иисуса о социальной справедливости, поддерживает отношение к нему как к “социальному реформисту”, каковым его изображает “либеральная теология”. Такие выводы опровергает архиепископ Венский и друг Папы – Кристоф Шенборн. Он подчеркнул, что эти выводы неправильны, и книга понтифика убеждает, что автор по-прежнему нетерпимо относится к подобным взглядам. “Бесчисленные причудливые изображения Иисуса в виде революционера, умеренного социального реформатора, мужа Магдалины и так далее, - говорит Шенборн, – можно спокойно убирать на кладбище истории. Это и делает книга Папы Римского. Она указывает истинную дорогу к Богу”.

И как великолепный полемический ход, предугадывающий главный вопрос в полемике о роли Иисуса и делающий глубокий философский посыл, можно рассматривать следующие строки из этой книги: “Что же в действительности принес Иисус, если не принес мира, всеобщего благополучия и не сделал мир лучше? – задает вопрос Бенедикт XVI, и сам же отвечает: “Ответ очень прост – Бога. Он принес Бога”.

Купить: Йозеф Ратцингер Папа Бенедикт XVI “Иисус из Назарета”

Комментариев (0) Posted by Said on Суббота, ноября 29, 2008


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

Post A Comment