ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under Разное

Буквально на днях в издательстве Livebook выходит сборник лучших шведских пьес для молодёжи “Где все?”. Но уже сегодня www.litblog.ru при поддержке издательства Livebook представляет вниманию фрагмент пьесы из сборника.

Эта подборка современных шведских пьес для подростков переворачивает наши представления о театре, который начинается с вешалки, продолжается деликатным покашливанием в фойе и заканчивается пыльным бархатным занавесом. Театр, где ставятся такие пьесы, должен быть совсем другим: совсем не академичным, склонным к экспериментам и слегка разухабистым. Сгодится и спортивная площадка за школой, и полуподвальный клуб, и квартира кого-нибудь из артистов, если, конечно, предки на даче. Вряд ли эти пьесы понравятся каждому учителю, зато школьники наверняка узнают себя в шведских ровесниках. Перед вами сборник путешествий в Швецию – такую близкую и такую далёкую – минуя границы, таможни и туристические маршруты, прямиком в дома и квартиры, школы и бары. Иными словами, добро пожаловать в театр!

www.litblog.ru при поддержке издательства Livebook представляет вниманию фрагмент пьесы из сборника “Где все?”.

“Теперь ты снова Бог”. Андерс Дуус

Перевод со шведского Александры Поливановой

Школьный коридор. За окном проливной дождь. Сумерки. На вешалках висят куртки. На полу валяются разрозненные варежки и перчатки. Пахнет промокшей одеждой.

Открывается дверь. Из класса доносится гул урока. Вбегает (вернее выбегает) ДЕВОЧКА, захлопывает за собой дверь.

Девочка: Ну извините меня, пожалуйста. Пожалуйста, извините. ИЗ! ВИ! НИТЕ!

Тихо. Всю ее злобу как рукой сняло. Этот коридор она, вообще-то, очень хорошо знает, ходит здесь по несколько раз в день… Но сейчас он выглядит совсем не как всегда. Все как-то иначе… Пусто… Зал ожидания… Параллельное пространство. Безвоздушное пространство. Здесь хочется сохранять тишину и спокойствие. ДЕВОЧКА передвигается медленно и тихо.

МАЛЬЧИК уже здесь, но мы его замечаем только сейчас. Он наблюдает за ДЕВОЧКОЙ, которая медленно подходит к скамейке и садится. (Может быть, даже выдыхает, как будто под водой).

Девочка: За окном дождь. А я тут. Не птица и не рыба. Не внутри и не снаружи. Где-то посередине. Я осталась одна во Вселенной. Теперь ты можешь придти и все мне рассказать. Ты-то ведь понял, о чем я говорила?
Мальчик: Ты это с кем?
Девочка: Что? Ни с кем.
Мальчик: Я же слышал!
Девочка: Неправда! Я просто сидела.
Мальчик: Ты делала вот так. Типа играла в невесомость.
Девочка: Ничего подобного.
Мальчик: Или как будто ты в церкви, типа. Так дико выглядело, вообще…
Девочка: У тебя, чего, нет уроков?
Мальчик: А тебе-то что?
Девочка: Тебя выгнали?
Мальчик: Тебе-то что?
Девочка: Извини.
Мальчик: И часто ты сама с собой разговариваешь?
Девочка: Ни с кем я не разговаривала! Просто… какое-то тут странное ощущение. Словно очутилась в каком-то незнакомом месте.
Мальчик: Это школьный коридор. Ты тут проходила миллион раз.
Девочка: Ой да ты что! Спасибо, что сказал. А то я не знала.
Мальчик: Думал, тебе интересно. Ты чего-то совсем… в ауте.
Девочка: Не, ну правда, очень странное ощущение. Как-то так тихо. Дождь за окном. Обычно такая куча народу.
Мальчик: У всех уроки.
Девочка: Правда? Ой, как здорово, что ты тут оказался и можешь мне все объяснить!
Мальчик: Строишь из себя крутую?
Девочка: Нет.
Мальчик: Ну и веди себя нормально.

Пауза.

Девочка: У вас какой урок сейчас?
Мальчик: А тебе-то чё? Обществознание. Мировые религии.
Девочка: У нас тоже! Самый тупой предмет. У нас…
Мальчик: Слушай, я тебя не спрашивал.
Девочка: Ну ладно.
Мальчик: Вон туалет. Ты ж небось в туалет вышла?
Девочка: Нет.

Пауза.

Мальчик: Не выгнали же тебя?
Девочка: Как раз выгнали.
Мальчик: Тебя?
Девочка: Ну почти выгнали.
Мальчик: Так не бывает: «почти выгнали».
Девочка: Ну-у, я не могла там больше оставаться.
Мальчик: И что, ушла? Выгнала сама себя?
Девочка: Примерно.
Мальчик: Совсем психанутая.

Пауза.

Мальчик: И что будешь делать? Пойдешь домой? На улицу?
Девочка: Ты что не видишь, как там льет?
Мальчик: Обратно пойдешь?
Девочка: Ни за что. Наша училка совсем… долбанутая.
Мальчик: Надоела уже тут…
Девочка: Ни фига она не знает о Боге больше, чем я! В религии не может быть никакого «краткого курса». Так что про это про все надо спрашивать, обсуждать.
Мальчик: Хм…А ты-ы…
Девочка: Ну серьезно. Потому что каждый должен думать сам. Ну скажи?
Мальчик: Да ты…
Девочка: Если никто ничего не может знать наверняка, то нельзя ведь просто выучить все наизусть, как какие-то общие правила?
Мальчик: Слушай, блин, достала уже!
Девочка: О’кей.
Мальчик: И вообще надоела уже тут сидеть.

Пауза.

Мальчик: Ты первый раз что ли, да?
Девочка: Что первый раз?
Мальчик: Сбегаешь с урока. Сразу видно.
Девочка: Ничего не видно.
Мальчик: Да а ты-то ни фига и не можешь знать. Только со стороны видно. Я вот про тебя вижу. Ты даже не рубишь, круто это или отстой.
Девочка: И откуда тебе знать, первый это раз или не первый?
Мальчик: Я бы тебя видел. Я тут практически живу.
Девочка: Я тебя знаю.
Мальчик: Поздравляю. Меня все знают.

Пауза.

Мальчик: Я тебя тоже знаю.
Девочка: Ну ясно, что знаешь.
Мальчик: Ты одна из этих, из 5-го «Д», которые думают, что это так круто – сказать «наша училка вообще долбанутая». И паришь тут по коридору как курица в вакууме.
Девочка: Я в 5-ом «A»! Ты что, не знаешь, как меня зовут?
Мальчик: Санна.
Девочка: Ни фига!
Мальчик: Ну что-то типа того. Ты одна из этой тусовки «Санна-Ханна-Фанни», я знаю, вы еще хип-хоп там за мастерской танцуете.
Девочка: Ага, а ты пишешь неприличные слова в туалете и кидаешься едой в столовке.
Мальчик: Вы одинаково одеты, все время хихикаете, и в вас всякая мелкота влюблена.
Девочка: А ты ломаешь велики, прокалываешь шины и поджигаешь мусорки.
Мальчик: А вы все отличницы, и никогда не сбегаете с уроков. ВОТ ТЫ КТО! Ты одна из них! Попсовая девчонка!
Девочка: А из-за тебя у нас созывали общешкольное собрание. ВОТ ТЫ КТО! Самый козел во всей школе.
Мальчик: Что ты сказала?
Девочка: …Ничего.
Мальчик: Вот именно. Выбирай выражения. Скажи только чего-нибудь! Потому что я тебе все пальцы переломаю.

Пауза.

Мальчик: Это мой коридор. И помалкивай тут. ЯСНО?
Девочка: Ясно.
Мальчик: Помалкивай, сказал! А то пойдешь под дождь. И витай там себе в пространстве, открыв рот, сколько влезет.

Тихо. МАЛЬЧИК поднимает с полу девчоночью перчатку – не то с сердечком, не то со стразами.

Мальчик: Твоя?

ДЕВОЧКА молчит.

Мальчик: (надевает перчатку): «Ах ну вот же она! Моя любимая перчаточка, я так давно ее искала! Подумать только, наконец-то нашла!»

МАЛЬЧИК машет перчаткой перед ДЕВОЧКОЙ, всячески издевается над ней. ДЕВОЧКА смотрит прямо перед собой.

Мальчик: «Я последняя Ханна-Санна-Фанни во всей вселенной. Теперь ты можешь придти мне все рассказать». (Снимает перчатку) Слушай, это ты кому говорила? Это кто может придти?

ДЕВОЧКА молчит.

Мальчик: Ладно, проехали. О чем ты думаешь?

ДЕВОЧКА молчит.

Мальчик: Ты думаешь, что же теперь скажет твоя училка. И твои подружки. И вообще, как ты расскажешь родителям, что сбежала с урока. Твоя мама просто ужас, как расстроится.
Девочка: Знаю.
Мальчик: А еще ты думаешь, какая же ты крутая. Немножко. Колись.
Девочка: Нет.
Мальчик: Скажи!
Девочка: Я не такая, как ты.
Мальчик: А чего случилось? Почему ты больше не могла там оставаться?
Девочка: Ты все равно не поймешь.

Пауза. ДЕВОЧКА подходит к окну.

Девочка: Ты вообще когда-нибудь видел столько дождя?
Мальчик: Да просто обычный дождь.
Девочка: Обычный. Но льет как из ведра.
Мальчик: Скоро кончится.
Девочка: Как будто стена за окном. Весь школьный двор затопило.
Мальчик: Ты небось записки посылала? Маленькие розовенькие конвертики с летающими лошадками. С такими дикими огромными глазами, что непонятно, как они вообще поднимают голову. И сердечко, а в сердечке имя парня, в которого ты влюблена. Точно, прямо вижу, как ты рисуешь сердечки.
Девочка: И почему парни не рисуют сердечки? Это же совсем несложно.
Мальчик (надевает перчатку): Или вот еще: «Бли-ин какой ужас! Училка заметила, как я послала записку, где я написала, что Магнус на втором месте по симпатичности во всем мире! А лошадка, которую я нарисовала, вышла просто ужасная, кошмар, сейчас она читает это всему классу, не-е-ет! Теперь Магнус решит, что я думаю, что он похож на эту лошадь, которая у меня вообще не получилась, и теперь он не придет на наш хип-хоп концерт и не увидит движения, которые мы сами изобрели – О НЕТ! Только не это! Все, про-очь из этого класса!»
Девочка: Да? Точно. Ровно так все и было.
Мальчик: Да гонишь ты все. Вышла просто в туалет.
Девочка: Думаешь, я здесь сижу, потому что мне нравится с тобой болтать?

Пауза.

Девочка: Я просто задала вопрос.
Мальчик: Какой вопрос?
Девочка: Важный. Я… спросила, зачем нужен Бог.
Мальчик: Нужен ли Бог?
Девочка: Нет. Я спросила, зачем он нужен.
Мальчик: То есть?
Девочка: Я ж сказала, что ты не поймешь.
Мальчик: Фигня какая. Как будто спросить… не знаю. Зачем нужен сыр.
Девочка: Бог и сыр – разные вещи все-таки, нет?
Мальчик: Бог либо есть, либо нет. Что значит «зачем»?
Девочка: Бог… М-м… Божественное наслаждение…
Мальчик: Ну да, твоя училка сказала тебе, что ты задаешь глупые вопросы, а ты разревелась и убежала?
Девочка: Я не могла там больше оставаться.
Мальчик: И теперь сидишь и думаешь, какая ты крутая?
Девочка: А ты-то?
Мальчик: Что я?
Девочка: Тебя за что выгнали?
Мальчик: То есть? Меня всегда выгоняют.
Девочка: Ну что ты сделал на этот раз?

Пауза.

Мальчик: Отвали.
Девочка: Показал наверное свою жопу, как в прошлый раз на экскурсии. Круто, да.
Мальчик: Нет.
Девочка: Врезал кому-нибудь. Тебе в голову приходят такие удивительные идеи!
Мальчик: Нет. Я…
Девочка: Схватил кого-нибудь из девчонок за грудь. Ой, мы с тобой о таких крутых вещах говорим, я прямо тащусь, у меня просто сейчас инфаркт будет!
Мальчик: Ни фига!
Девочка: Ой ну расскажи, расскажи, пожалуйста, а то я от любопытства сейчас заплачу. Схватил за грудь училку? Ну пожалуйста-пожалуйста, ну впусти меня в твой мир дерзких идей и свершений, за которые выгоняют из класса. Мне так интересно!
Мальчик: Я сказал, что… что я лучше, чем Бог.

Пауза.

Девочка: Какой Бог?
Мальчик: Любой.
Девочка: Чем лучше? Лучше кидаешься снежками?
Мальчик: Ну вообще, типа… как Бог я лучше.
Девочка: Да уж. Типа. Действительно, по сравнению с этим мой вопрос – это совершенная ерунда.
Мальчик: Если ты думаешь, что я боюсь бить девчонок, то вовсе нет.
Девочка: …Да я и не думала.
Мальчик: Так вот. (Кидает в нее перчатку) Это не твоя?
Девочка: Нет, не моя.
Мальчик: Почему люди всегда теряют только одну перчатку?
Девочка: Что?
Мальчик: Почему люди всегда теряют только одну перчатку?
Девочка: Не знаю.
Мальчик: Но ведь странно, да? Одну из этих. Одну вот из этих. Из этих одну. Люди же не бегают в одной перчатке.
Девочка: Просто они замечают, что потеряли перчатку, только придя домой. И покупают новые.
Мальчик: А куда другая девается?
Девочка: Или никогда не замечают, что потеряли одну. Так часто кому-то не хватает одной перчатки, а он даже не знают об этом.
Мальчик: Миллион одиноких перчаток.
Девочка: Вдруг человеку не хватает чего-то, а он даже не знает, чего?
Мальчик (машет перчаткой у ДЕВОЧКИ перед носом): Смотри, совсем облезлая и в козявках.
Девочка: Блин отвали уже!

Пауза. ДЕВОЧКА подходит к окну.

Девочка: Никогда не видела столько дождя. Всю футбольную площадку затопит. Все грядки.
Мальчик:Тогда и танцплощадку, которую ты со своими Санной-Ханной-Фанни утоптали за мастерской, всю затопит.
Девочка: Нам нравится наша танцплощадка. И вообще, это не твое дело.
Мальчик: Сегодня вы все равно не сможете танцевать. На перемене всем придется торчать в школе.
Девочка: Ненавижу торчать в школе на перемене.
Мальчик: Почему?
Девочка: В школе нечего делать.
Мальчик: Вы можете сидеть где-нибудь и болтать, болтать, болта-а-ать. Ты же девчонка. Вы такое любите.
Девочка: А если он никогда не кончится?
Мальчик: Кто?
Девочка: А что, если это самый последний дождь. Кроме дождя теперь больше ничего не будет.
Мальчик: Ну нет.
Девочка: Больше никогда нельзя будет выйти на улицу. Дождь будет идти и идти. Бесконечно. И в конце концов всем придется забраться на крышу.
Мальчик: Я сказал, это самый обычный дождь! Блин! Достала уже!

ДЕВОЧКА подбирает самую крутую, выпендрежную перчатку.

Девочка: Это явно твоя.
Мальчик: У меня нет перчаток.
Девочка (надевает перчатку): «И я такой крутой хожу в своих суперкрутых перчатках!»
Мальчик: У меня вообще нет перчаток, я никогда не мерзну.
Девочка: «На улице минус тридцать, но мне вообще не нужны перчатки, потому что гораздо круче взять и простудиться».
Мальчик: А то! И шапки у меня тоже нет.
Девочка: «Я сижу на самой галерке и просто топаю ногами, стучу по парте. Я никого не слушаю, я на всех злобно смотрю, фак-фак-фак-фак-я-самый-крутой-во-какой-я-крутой-ВОТ-ОН-Я. Чего бы такого сделать, чтобы меня сегодня выгнали? Вау, суперидея, я скажу, что я круче, чем Бог».

Пьесы, вошедшие в сборник “Где все?”:

Андерс Дуус «Теперь ты снова Бог», (Anders Duus «Nu är du gud igen»)
Андерс Дуус (1975). Выпускник Института драмы. Автор пьес «Обезьянья гора», «Ночи бдения» и др. Его пьесы переведены на норвежский, немецкий, румынский языки.

Лиза Лангсет «Отметь меня», (Lisa Langseth «Märk mig»)
Лиза Лангсет (1975). Выпускница Института драмы. Автор пьес «Возлюбленный», «Пригоден», «Вольноотпущенник».

Расмус Линдберг (Rasmus Lindberg) «День, когда Дэн дал дуба», («Dan Då Dan Dog») и «Все не слава богу» («Svårast är med de värdelösa»)
Расмус Линдберг (1980). Студент Института драмы. Автор пьес «Скорость света», «Гнев и ярость Анны Хокансон», «Воды под мостами».

Мирья Унге «Где все?» (Mirja Unges «Var är alla?»)
Мирья Унге (1973). Писатель, автор книг «Железные ночи», «Из уст появлялись слова», «Вспять».

Гунилла Линн Персон «Дельфин», (Gunilla Linn Persson «Delfinen»)
Гунилла Линн Персон (1956). Писатель, автор сценариев и книг «Сказка обо мне», «Друг», «Признаки жизни».

Комментариев (9) Posted by Said on Среда, октября 29, 2008


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

9 Responses to ““Где все?””

Post A Comment