ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under культурология

1 мая 2010 г. исполнилось 110 лет со дня рождения основоположника профессиональной музыки Дагестана, дважды лауреата Сталинских премий СССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, композитора Готфрида Алиевича Гасанова.
Творческая деятельность Г.А.Гасанова неразрывно связана с Дагестаном. Он вошел в историю нашей музыкальной культуры как композитор, пианист, просветитель, педагог, ученый, руководитель творческих организаций и коллективов, общественный деятель. Этот всесторонне одаренный человек многое сделал для развития культурной жизни республики Дагестан, он тонко чувствовал душу горца, и мы должны хранить память о нем.
В Москве вышла в свет книга известного музыковеда Манашира Якубова «Готфрид Алиевич Гасанов — основоположник дагестанской профессиональной музыкальной культуры».

По всем канонам жизни , творчества , человеческих и художественных качеств Готфрид Гасанов мог бы быть отнесен к лику святых – столь высока ценность его нравственных и подвижнических качеств

Готфрид Алиевич был учителем многих музыкантов, известных сегодня не только в Дагестане, – это Ш.Чалаев, К.Шамасов, М.Касумов, С.Казиявов, М.Якубов, У.Алиева, Р.Эфендиева, К.-П.Алескеров.

Готфрид Алиевич Гасанов был совершенно необыкновенной личностью. Уже в самом его имени слышится какая-то интригующая загадка. Он был внуком выдающегося мыслителя, учёного и поэта Гасана Алкадарского (его полное имя Мирза Гасан-Эфенди ибн хаджи Абдула-Эфенди ал Алкадари ал Дагестани). Отец будущего композитора Али Гасанов окончил Петербургский университет, он перевёл знаменитую книгу «Асари Дагестан» и сам написал «Краткую историю Дагестанской АССР». В годы учёбы в Петербурге он познакомился с Еленой Бек, полу-француженкой, полу-немкой, которая стала его женой. Она и дала сыну немецкое имя Готфрид. В то же время отец дал ему арабское имя Джабраил. Так, уже своим происхождением, естественно, через семью и воспитание Гасанов оказался органично связан и с глубочайшими пластами дагестанской культуры, и с богатейшим европейским художественным наследием. Этот синтез, коренящийся в самом его происхождении, определил всю его судьбу, всю его творческую деятельность.
Начиная с 1921 года, Гасанов объездил аулы Дагестана, записывал на фонограф (это старинный звукозаписывающий аппарат, прадедушка современных магнитофонов) и в нотах фольклорные мелодии. Кроме того, он собрал коллекцию дагестанских народных инструментов. К концу 20-х годов будущий автор первой национальной оперы и первого дагестанского балета был, бесспорно, лучшим знатоком народного музыкального искусства Дагестана. Он опубликовал первые научные работы и первые нотные записи, был избран членом-корреспондентом Государственного института музыкальной науки в Москве.

В Москве вышла в свет книга известного музыковеда Манашира Якубова «Готфрид Алиевич Гасанов — основоположник дагестанской профессиональной музыкальной культуры».

— Манашир Абрамович, почему снова Гасанов?

— Конечно, можно и нужно писать и о Наби Дагирове, и о Сергее Агабабове, и о Ширвани Чалаеве, обо всех композиторах… Однако в данном случае есть прямой «информационный повод»: 110 лет со дня рождения и 45 лет со дня кончины Готфрида Алиевича. Моя книга о нем «Отец дагестанской музыки» издана 30 лет назад. Причем она была издана в наполовину сокращенном виде. Это популярный очерк жизни и творчества нашего великого музыканта, сегодня можно сказать — классика нашей музыки. И мне приятно сознавать, что само название той давней книги вошло в наше общественное сознание как устойчивая формула, определяющая историческую роль Гасанова.
Что, собственно говоря, значит: «Отец дагестанской музыки»? Не сказано ли это ради красного словца? Есть ли за этим определением научное обоснование? И вот вскоре после издания той первой книги я написал исследование, задачей которого было теоретическое доказательство правомерности такой оценки исторической роли Мастера.

Несмотря на минувшие десятилетия, книга, которую я без существенных изменений представляю теперь на суд читателей, мне кажется, не устарела. Скажу больше: её идеи и научный пафос неожиданно приобрели сегодня, на мой взгляд, актуальность и полемический смысл, поскольку в последнее время в печати появляются амбициозные заявления некоторых авторов, заявляющих о своих притязаниях на миссию и звание «основоположников» новой музыкальной культуры Дагестана.

Сверхзадачей работы была нехарактерная для гуманитарных, историко-культурологических исследований попытка приблизиться к разработке по возможности максимально точных критериев, «необходимых и достаточных», как говорят математики, для определения исторической роли того или иного деятеля культуры.

За годы, прошедшие со времени издания моей первой книги, не появилось ни одной новой серьёзной работы о творческом наследии Г.Гасанова в целом, включая и его многообразную исполнительскую, фольклористскую, издательскую, организаторскую и т. п. деятельность, или о его отдельных произведениях. А та моя книга была издана небольшим тиражом и давно стала библиографической редкостью.
Таким образом, новая книга – не повторение той, изданной в 1980 году, это совсем другая работа и по жанру, и по структуре, и по содержанию. Это, как сказано в её подзаголовке, типологическое исследование. Публикация работы приурочена к 110-летию со дня рождения Готфрида Алиевича. Это дань памяти моему учителю, выражение преклонения перед его жизненным подвигом.

— В чем новизна исследования, изданного сейчас?

— Моей задачей было показать и доказать, что этот человек действительно явился основоположником новой музыкальной культуры Дагестана во всех ее важнейших компонентах. Как организатор и первый директор музыкального техникума (ныне — музыкальное училище его имени), кстати, первого не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе, он заложил основы профессионального музыкального образования, системы подготовки национальных кадров исполнителей (а затем и композиторов). На основе большой экспедиционной работы он подготовил первые научные публикации дагестанской народной музыки и таким образом положил начало нашей музыкальной фольклористики, или, как теперь говорят, этномузыкологии. Он был первым художественным руководителем первого нашего профессионального национального исполнительского коллектива — Ансамбля песни и танца Дагестана. По инициативе Гасанова в республике еще в 1940-е годы была создана «Композиторская студия», в 1950-е — Союз композиторов Дагестана, который он возглавлял с момента его возникновения. Он воспитывал молодых композиторов. Короче говоря, какую бы область современной музыкальной культуры мы ни взяли: музыкальное радиовещание, нотоиздательское дело, критика, музыкальное просвещение и воспитание детей и так далее, везде Гасанов был первопроходцем. Поэтому моя новая книга, в отличие от первой, представляет собой не просто рассказ о творческом пути мастера, а научное аналитическое рассмотрение всех составляющих его огромного вклада в культуру Дагестана. Хотя, конечно, без биографических данных здесь нельзя было обойтись.

— А не преувеличиваете ли вы историческую роль Гасанова?

— Я старался быть максимально объективным, строго придерживаться фактов, опираться на документы. Думаю, что наше искусствоведение скорее можно упрекнуть в недооценке исторических заслуг целого поколения мастеров дагестанской культуры: театра, живописи, скульптуры, графики… Конечно, Гасанов был не один такой. И насколько позволяет объем книги, я об этом пишу. Например, в Ансамбле песни и танца работала целая плеяда талантливейших исполнителей: Патимат Алибулатова, Барият Мурадова, Патимат Нуцалова и другие. Оркестром Ансамбля дирижировал Хайям Ханукаев, хором — Темир-Булат Бейбулатов, директором был Татам Мурадов, балетмейстером — Али Ибрагимов. Но художественным руководителем коллектива был именно Гасанов.  А в тех областях, о которых я уже сказал, он был фигурой важнейшей, определяющей и часто единственной.

Ценнейшим в наследии Гасанова сегодня остается композиторское творчество. Он написал первые профессионально зрелые сочинения во многих самых сложных жанрах музыкального искусства: в опере («Хочбар»), балете («Карачач»), музыкальной комедии («Если сердце захочет» и «Под деревом»), инструментальном концерте. Он стал также нашим первым кинокомпозитором, написав музыку к фильмам «Советский Дагестан» и «Аул Кубачи». Гасанов создал общедагестанский стиль, синтезирующий характерные черты фольклора разных народов нашей многонациональной республики. Этот единый путь и сегодня остается магистральным. И Гасанов сделал это на уровне современного ему мирового искусства.

- Судя по вашему рассказу, это весьма специальное исследование? Кому адресован ваш труд, кто, на ваш взгляд, эти потенциальные читатели, будет ли он понятен неспециалистам?

- В прежние времена вопросом: «А будет ли это произведение (литературы, искусства и т.п.) понятно народу?» постоянно стращали деятелей науки и культуры. И в сущности унижали народ. Я верю в людей, в их способность понять, что хорошо, что плохо, что нужно, а что не нужно. Не надо лишать народ возможности самому разбираться.

Конечно, моя книга – не сборник анекдотов или кулинарных рецептов и не детективный роман, хотя своя, научная интрига в ней есть. Она адресована всем, интересующимся историей дагестанской культуры, в первую очередь учащимся и студентам, творческой интеллигенции. Надеюсь, что немало интересного найдут в ней просто любители музыки. А профессиональные музыканты смогут глубже понять аналитические детали изложения, знакомясь с нотными примерами. Остальным читателям я рекомендую бесстрашно пропускать специфические музыковедческие фрагменты текста, ограничиваясь его общедоступными разделами. Ну, а в общем, что получилось, что интересно, а что неинтересно – решат читатели.

- Чем ещё вы предполагаете нас порадовать?

- Как и прежде, занимаюсь осуществлением моего большого проекта «Новое собрание сочинений Дмитрия Шостаковича». Издано уже около сорока томов. Вышли в свет работы о жизни Прокофьева в Японии, о «Японской коллекции» русского композитора Александра Черепнина, о театральной живописи замечательного художника Ивана Билибина, который широко известен по классическим иллюстрациям к русским сказкам.

Большой радостью был выпуск подготовленного мной сборника к 80-летию нашего земляка, живущего ныне в Нью-Йорке, художника, коллекционера авангардной живописи, поэта и искусствоведа Ноберта Евдаева, автора первой фундаментальной монографии о вожде русского футуризма Давиде Бурлюке.

Хотелось бы издать новую, переработанную версию моей давней, почти полвека назад написанной книги о незабвенном Сергее Артемьевиче Агабабове. В будущем году исполняется 85 лет со дня рождения этого талантливейшего дагестанского композитора, автора многих прекрасных произведений. В том числе – знаменитой, всенародно известной песни «По горным дорогам».


Содержание книги “Готфрид Алиевич Гасанов – основоположник дагестанской профессиональной музыкальной культуры”:

Глава 1. Общие исторические предпосылки возникновения современной музыкальной культуры в Дагестане. Становление творческого мышления композитора-основоположника и формирование его мировоззрения. Проблемы профессионализма и национальной почвенности его искусства.

Глава 2. Деятельность Г.А.Гасанова по созданию основ профессиональной музыкальной культуры Дагестана до конца 1930-х годов. Организация специального музыкального образования и музыкального воспитания детей. Начало ното-издательского дела и первые шаги музыкальной журналистики в республике. Создание первого дагестанского профессионального исполнительского коллектива. Научно-исследовательская работа в области фольклористики. Биполярность функций основоположника как существенная черта его типологической характеристики.

Глава 3.  Г.А.Гасанов как основоположник профессионального композиторского творчества в Дагестане. Сочинения 1930-40-х годов: от первой дагестанской оперы до первого сонатно-симфонического цикла. Дальнейшие шаги на пути создания основ музыкальной культуры республики.

Глава 4. Последнее десятилетие жизни Г.А.Гасанова. Становление дагестанской композиторской школы. Черты нового в творчестве 1950-60-х годов. Возрастающая роль тенденции к многообразию художественных решений. Признание как критерий осуществления функций основоположника. Жизнеспособность наследия и плодотворность традиций как итоговая типологическая характеристика.

Заключение

Источники

Приложения

1. Музыкально-сценические произведения Г.А.Гасанова. Краткое изложение содержания

2. Перечень музыкальных произведений Г.А.Гасанова (по жанрам)

3. Нотные примеры.

Готфрид Алиевич Гасанов (1 мая 1900, Дербент — 28 мая 1965, Москва) — советский композитор. Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1943), заслуженный деятель искусств РСФСР (1960), автор первой дагестанской оперы.

Родился 1 мая 1900 года в Дербенте, лезгин по национальности. В 1926 окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано у M. H. Бариновой; по классу композиции занимался у В. П. Калафати. В том же году организовал в Буйнакске (Дагестан) первое муз. училище. Преподавал фортепиано в Махачкале, Самаре, Ленинграде; выступал с сольными концертами как пианист. В 1935-38 и в 1947-53 худ. рук. Ансамбля песни и танца Дагестанской АССР; в 1943-47 зав. муз. частью Кумыкского муз.-драм. театра. В 1955-62 председатель правления CK Даг. АССР. Участвовал в музыкально-этнографических экспедициях. Составил сборники: «Сто дагестанских народных песен» (Махачкала, 1948), «Кумыкские йыры и сарыны» (М., 1956) и др. Основоположник дагестанского профессионального  музыкального творчества, Гасанов является одним из первых представителей проф. муз. культуры Дагестана, пропагандистом произведений руссской и классической музыки. Автор первых дагестанских произведений музыкально-театральных жанров (опера, балет, муз. комедия). Именем Готфрида Гасанова названо Махачкалинское музыкальное училище

Сочинения

опера — Хочбар (ок. 1937); дет. балет — Карачач (Чернокосая, 1945); муз. комедии — Юрек сюйсе (Если сердце захочет, 1945, Кумыкский муз.-драм. т-р), Терек тюпде (Под деревом, 1959, там же); оратория — Джигиты Дагестана (1943), 2 кантаты — Дагестанская кантата о Родине (на сл. Р. Гамзатова, 1949; Гос. пр. СССР, 1951), Горы поют (1961); для орк. — Дагестанская фантазия (1942); 2 концерта для фп. с орк. (1948; Гос. пр. СССР, 1949; 1959); рапсодии — для фп. с орк. (1963), для альта с орк. (1965); симф. танцы (1963), три кумыкских песни (1964); фп. миниатюры — Лирические пьесы (изд., 1956), 24 прелюдии (1963), сюита для двух фп. (1954), камерные произв.; соч. для оркестра даг. нар. инструментов; романсы, песни, музыка к драм. спектаклям (св. 20) и кинофильмам.

Об авторе:

Манашир Абрамович Якубов (04.05.1936) – заслуженный деятель искусств и лауреат Государственных премий Республики Дагестан, почетный член “Международного общества Шостаковича” в Англии и музыковедческого общества в Японии. В 1960 году окончил с отличием Московскую консерваторию. Рекомендуя его в аспирантуру, Дмитрий Шостакович писал: “М.А.Якубов – отличный музыкант, серьезно и вдумчиво относящийся к своему труду человек” – и предсказал ему большую научную карьеру. Автор более 1500 публикаций по теории и истории музыки. М.А.Якубов особое внимание уделяет музыкальной культуре Дагестана. Им написаны сотни статей и более десяти книг о музыке Страны гор, среди которых “Атлас музыкальных инструментов народов Дагестана”, “Очерки истории дагестанской советской музыки”, монографии о Г.Гасанове, С.Агабабове, Н.Дагирове, М.Кажлаеве, С.Керимове, Ш.Чалаеве, К.Шамасове.

Работы М.А.Якубова изданы в Англии (Кембридж и Оксфорд), Италии, Германии, Франции, США, Финляндии, Японии, Израиле, Польше, Швеции, Швейцарии и др. странах, переведены более чем на 20 языков, отмечены высшими премиями Немецкого книгоиздательского союза (2000), Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям РФ (“Книга года”, 2007), Ассоциаии книгоиздателей России (“Издание, ставшее событием года”) (2007) и др.

Комментариев (0) Posted by Said on Воскресенье, сентября 19, 2010


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

Post A Comment