ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under Разное

Эссе и рецензии от Александра Невзорова – идет ли речь о смене президента или ипподромном беспределе, о свеженьком блокбастере или давней войне – хлесткий, ироничный, беспощадный рассказ о том, что все хотели бы разглядеть, но не умеют или боятся увидеть. Пользуясь невзоровским бесстрашием и интеллектуализмом, теперь все это можно – просто прочитать.

Купить: А.Невзоров “Краткая история цинизма”

Невзоров – сам по себе бренд, который не нуждается ни в чьей оценке. Его блестящие “профильные” эссе доставят удовольствие всем, кроме тех, о ком они написаны. Если, конечно, они не лошади…
М. Леонтьев


Это наша история, представленная бесстрашным и бесконечно талантливым автором, это зеркало того, чего не должно быть. Очень здорово, замечательно, информативно. Абсолютно уникально.

Н.Бехтерева

Отрывок из книги “Краткая история цинизма”:

Краткая история цинизма
Часть 1

Превосходным образчиком цинизма могут служить не только книги, живописные полотна или вероисповедания, но и политические системы.
В РОССИИ ОСЕНЬ.
Пора поносов, очарования очей и строительства демократии. Почему зуд демократизирования всегда приходится на это время года — наукой точно не установлено, хотя теорий и предположений много, в том числе и очень разумных. Самой серьезной по сей день остается теория, возлагающая ответственность за этот зуд на т. н. «садоводства» с их огромными — по большей части коммерчески нереализуемыми — урожаями яблок. Необходимость пожирания плодов своего летнего труда приводит к коллективным диареям, а в таком состоянии стране, естественно, очень хочется достроить демократию. Хочу сразу оговориться, что речь идет о настоящей, зоологически подлинной демократии, а не о ее благородном суррогате, который проводится в мастерских Кремля, там же фасуется и там же употребляется на фуршетах.
Кремлевская демократия, конечно, гораздо безопаснее и качественнее подлинника, но насытить Россию не может ввиду малой мощности производства. Хотя именно там, под орлами-мутантами (Мутант в качестве государственного символа — это, конечно, блестящая находка, хорошо объясняющая ситуацию), было сделано гениальное открытие в этой области, за которым, без сомнения, будущее. Кремлевские мастера поняли, что просто словом «демократия» можно и нужно называть все – от работорговли до насильственного оскопления оппонентов и ядерных ударов. Главное, делать это уверенно, официально и не перегибать с пафосностью и дурацкими улыбками. Нет никаких сомнений в том, что именно эта разновидность демократии станет приоритетной в мире, но — как и все разумное и доброе — она тяжело приживается и пока конфликтует с теми представлениями о народовластии, которые имеют чисто зоологическое происхождение и навязываются народу митинговщиками с фингалами от омоновских дубин и умничающими дальнобойщиками, утомленными солнцем, асфальтовой бесконечностью и недорогими оральными контактами. Полчища зануд-политологов мечутся от одной модели к другой и только вносят сумятицу. Дело в том, что не удается пока их всех пропустить через кремлевские буфеты, где любые личные принципы (заблуждения) съедаются вместе с первым птифуром и больше уже никогда не беспокоят их бывшего обладателя.
Впрочем, дело не в этом. Преимущества кремлевской модели неоспоримы, и естественно, необсуждаемы. Возможно (возможно!), в ней не в полной мере наличествуют сами демократические ценности. Но их отсутствие очень легко маскируется, причем маскировка не требует никаких особых усилий. Следует помнить, что самым соблазнительным и прогрессивным в демократии является именно ее цинизм. Демократия зоологичнее любых надуманных форм управления и в силу этого предельно естественна. А в силу естественности — очень цинична и, следовательно, сильна. Ориентированные на т.н. «моральные ценности», на смешной в своей хрупкой искусственности и декоративности «гуманизм» ( Искусственность и декоративность «гуманизма» как такового слишком очевидна, это не более чем бантик на дубине вчерашнего питекантропа) различные монархии, диктатуры и тирании глобально проигрывают демократии и в конструктивности, и в живучести. Проигрывают именно в силу своей перегруженности т. н. «нравственной составляющей». Ведь любые монархические формы обрекают народ терпеть свое руководство и в старости, и в слабости, и даже в несчастье.
Демократический стиль позволяет народу вовремя чиркануть (снизу, что, согласитесь, очень удобно иерархически) лезвием по коллатеральным и иным подколенным связкам ослабевшего лидера, что, безусловно, приводит к его повалу и забавному барахтанью в тех фекалиях, которыми всегда уделано дно любого гражданского общества. Помимо политического элементарного эффекта всегда есть возможность позабавить публику, которой зрелище почти любой агонии доставляет огромное удовольствие еще со времен римских цирков.
Демократия всегда прогрессивна, ибо не только дает право добить слабого, но и превращает это добивание в политический обычай, в непременную норму и очаровательное шоу.
Кремлевские мастера пока не овладели умением имитировать именно эти черты народовластия, чем и объясняется легкий привкус искусственности их модели.
Впрочем, эта имитация – далеко не самая большая проблема. Гораздо сложнее будет подделать свирепость, бессмысленность и бесцельность настоящего народовластия. Только оно способно отворить те ржавые клетки, на которых вроде бы висят крепкие эволюционные замки, и выпустить питекантропа обратно в человека. Впрочем, и это, что называется, наживное, учитывая потрясающий прогресс человечества как в персональной, так и в коллективной глупости.
Вот русская философия, набожная, как нос майора Ковалева, всегда, к примеру, отказывала артисткам в разуме. И напрасно. Американская актриса Кэрри Сноу недавно сообщила миру: «Бог — точно мужчина. Если бы он был женщиной, то сотворил бы сперму не такой противной на вкус». Это стало одновременно и образцом логики, и прекрасной формулой благочестия для одной из протестантских церквей.
Более того, именно это откровение как никакое другое помогает понять удивительное умение человека – на основании отсутствия всяких доводов – возводить самые идиотские доктрины и делать самые невероятные выводы.
Так что даже у безопасной демократии есть будущее. И не только в стенах Кремля.
Публикуется по: Однако. № 2, 21.09.2009

Краткая история цинизма
Часть 2

Будет очень поучительно для нашей темы отпрепарировать такой благодатный материал, как национальные символы.
Как правило, всякий национально-исторический символ — это и есть наивысшая точка национального свинства, крещендо маразма и дикости.
В качестве простейшего примера вспомним рожденную на эшафотах «Марсельезу», ее пикантное происхождение и ее первых исполнителей — санкюлотов, ухитрявшихся «за время ее исполнения вспороть животы и срезать до костей ножами лица» очередному аристократическому семейству.
Россия — в известном смысле — исключение, так как такового символа просто не имеет. По двум причинам.
Во-первых, история нашей матушки такова, что что-нибудь особо дикое и свинское в ней выделить очень трудно.
Во-вторых, Суркову вечно некогда изобрести сортовой национально-патриотический символ и — через благодарный съезд «Единой России» — сделать его незыблемым историческим, духовным и нравственным фактом на ближайшие пару лет.
Так или иначе, но символа нет ныне, как не было его, кстати, и в XIX столетии, когда за покушение на светлый образ российской истории бедного Петра Чаадаева насмерть забили лорнетками последовательницы славянофилов.
Есть и иная версия этой трагедии: принял увечья и смерть Петр Яковлевич не от лорнеток, а исключительно от первых чулочных резинок, которыми свирепые дамы-патриотки, сорвавши их с себя, защелкали бедолагу философа, используя волшебные свойства каучука.
Так это было, или все-таки использовались лорнетки — осталось неясным, но понятно, что прикончили Чаадаева зря, так как исцарапать национально-исторический символ лысый модернист не мог в силу отсутствия символа как такового.
Короче, в общем, даже и хорошо, что у России его нету, так как всяким писакам не над чем глумиться.
Некоторым державам повезло меньше — они имеют эти символы. Давайте же их внимательно рассмотрим.
К примеру, национальным символом нашей милой подружки — Северной Америки — давно и прочно являются т. н. «ковбойцы», героизированные кинематографом и канонизированные как сигаретчиками, так и глобальной идеологией Соединенных Штатов.
Ныне ковбойцы напоминают о себе дизайном шляп и сапожек и патологической забавой под названием «родео», когда с помощью электрошокера и болевой перетяжки паха специальной веревочкой лошадь болью доводится до неистовства, чтобы продемонстрировать публике удаль наездника, способного удержаться на ней аж 5 секунд.
Время зарождения ковбойства было временем веселым и антисанитарным.
«Отец нации» Дж. Вашингтон, к примеру, вступая в должность президента США, имел во рту всего один зуб. Правда, расположен этот incisivus (резец) был очень эффектно — по самому центру верхней челюсти. Эта подробность неплохо характеризует время, но не дает все же полного представления о нравах криминальных полчищ скобарей американского Запада, что промышляли угоном скота, а когда угонять было некого (в межсезонье) — нанимались на очистку выгребных ям, на заказные избиения, убийства, изнасилования и кражи.
Недурной статьей дохода в такое межсезонье считалось обслуживание массовых захоронений индейцев, сотнями умиравших в резервациях от голода и тифа.
Конец ковбойству положили колючая проволока, железная дорога и сифилис.
Колючая проволока обтянула огромные пространства, навсегда разделив и оградив стада, а дешевизна железной дороги обеспечила возможность доставки коров в отдаленные регионы в специальных вагонах.
Причиной же косившего ковбойцев поголовного сифилиса был крайне специфический контингент проституток, состоявший из очень опустившихся, больных и испитых «скво» – пожилых индианок, потерявших семью и прицепившихся к ковбойским поселениям. Только они готовы были за миску еды или 5 центов терпеть бесконечные пьяные групповые изнасилования, пока — в силу специфики болезни — не распадались на отдельные фрагменты. Фрагменты «скво» в течение некоторого времени (до полного истлевания), конечно, еще употреблялись рачительными скотоводами, но рынок половых услуг, конечно, кардинально оздоровить не могли. Белые и относительно гигиенизированные проститутки, которые хотя бы лечились в случае возникновения венерических болезней, предпочитали никогда в ковбойских поселениях не оказываться. Бедняжек били и грабили.
Шло время.
Америка услышала о существовании «респектабельности» и возжаждала ее. И ковбойство, задушенное этой жаждой, техническим прогрессом и сифилисом, послушно скончалось.
Его свалили в одну братскую могилу с сотнями тысяч уморенных голодом и тифом индейцев, с миллионами гнилых бизоньих черепов, с мормонским многоженством, ржавыми винчестерами и недоеденными бобами с беконом. Словом, со всем тем, что являлось подлинным национальным колоритом США.
Свалили, закопали и поставили кривой простреленный крест с надписью «Дикий Запад».
Этот забытый крест благополучно обтягивался мхом, зарастал репейником и очитой.
На него иногда мочились койоты и классики молодой американской литературы. Мочились, надо сказать, без всякой задней мысли, просто чтобы несколько освежить. А потом… Америке срочно понадобился национальный образ.
Братская могила была быстренько вскрыта аккуратными очкариками из Вашингтона, ковбойство было эксгумировано и легко победило в конкурсе на место национального образа.
В этом нет ничего удивительного, так как конкуренцию в конкурсе ему составили только бизоньи гнилушки, многоженцы-мормоны, много мертвых индейцев и бобы. Более никаких компонентов национальная история США, как известно, не содержала.
Публикуется по: Однако. № 3, 28.09.2009

Содержание книги “Краткая история цинизма”:

Раздел I
ТЕРРОРИАДА
Папские нары
Козлогрызлов
Туалет трупа
Джек Черномырдин
Проделки дядюшки Фурса
Моление о гриппе
Террориада
Избранные причитания
Третий срок
Единые уши России
Горшок Гайдара
Кто такие флагелланты?
Палец Президента
Бородатый барби, или Тупой и еще тупее
Слово к Суркову
Последняя воля
Первая кровь
Скальпы и ягодицы кабинета министров
Франкенштейны Кремля
День Ампутации
Большая дамская езззда
Андабат Андабатыч
Президентский банан
«Утки по-пекински»
Победа
Проффф
Иероним Путин
Ж-ж-жесть
Йехвирос
«Маленькие веры»
«Октябрь»
Большая мина
«Иппотерапия»: крушение мифа
Бедный кризис
Спящая красавица
Раздел II
СУНДУК МЕРТВЕЦА
Обзор новинок книжного рынка
Сундук мертвеца
Франсуа Робишон де ля Promt
Усатый ум
Эксгумант
Неполный Пис Д. Ц., или Руминация как искусство
Линда Теллингтон-Банка
«По-большому»
Волкодав
Голый Бартабас, или Тщетное ожидание брабансона
Копрофагия как будущее российской элиты
«Веты»
Киска Шеффер
Раздел III
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЦИНИЗМА
Краткая история цинизма.
Часть 1
Краткая история цинизма.
Часть 2
Краткая история цинизма.
Часть 3. Глистоносцы
Раздел IV
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДОСУГА
Часть первая. Вступление
Часть вторая
Часть третья. Недостраус
Часть четвертая. Трансвеститы
Часть пятая. Неистовый маразм

Александр Глебович Невзоров родился 3 августа 1958 года в Ленинграде. Учился на филологическом факультете ЛГУ, но не окончил его. Работал в доме-музее А.С.Пушкина, был певчим в церковном хоре, грузчиком, санитаром в приемном покое больницы. Окончил Конно-трюковую школу, работал каскадером на киностудиях, объездчиком лошадей в совхозе. C 1985 года – репортер и автор сценариев документальных фильмов на Ленинградском телевидении, среди них – сценарии фильмов о дирижере Евгении Мравинском, “Санкт-Петербургский гостиный двор”, “Двадцать лет спустя”. 23 декабря 1987 года в эфир вышел первый выпуск созданной А.Невзоровым совместно с А.Борисоглебским информационной программы “600 секунд”. Автор и ведущий передач “Наши”, “Дикое поле”, “Невзоров”. Шеф-редактор независимой телекомпании “НТК-600″. С марта 1996 года – консультант ОРТВ. В июле 1997 года Александр Невзоров снял художественный фильм о чеченской войне “Чистилище”.

Депутат Государственной Думы РФ первого, второго и третьего созывов. Член Комитета по безопасности (подкомитет по законодательству в сфере национальной безопасности).

Купить: А.Невзоров “Краткая история цинизма”

Комментариев (0) Posted by Said on Вторник, ноября 16, 2010


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

Post A Comment