Однажды ночью в Париже у женщины украли сумку. Утром по пути на работу ее нашел владелец книжного магазина Лоран. В сумке оказалось множество предметов, способных немало рассказать о ее хозяйке: флакон духов, несколько фотографий, книга Патрика Модиано, красный блокнот… Но не было ни документов, ни телефона – ничего, что помогло бы ее отыскать.
Движимый искренним желанием вернуть имущество владелице, Лоран берет на себя роль детектива. Из дарственной надписи в книге он узнает, что незнакомку зовут Лора. Потом начинает читать дневник – в надежде обнаружить хоть какую-то зацепку, которая вывела бы на ее адрес или место работы. И с каждой страницей все яснее понимает, что женщина, писавшая дневник, ему нравится. Не просто нравится – он ею очарован.
Но как без адреса, без фамилии, без телефона найти человека в двухмиллионном мегаполисе?..
Романтическая, нежная, окрашенная мягким юмором история любви, пробуждающая дремлющую в душе каждого из нас надежду на чудо.
Фрагмент из книги
На крышке бака лежала дамская сумочка. Кожаная, лилового цвета, в прекрасном состоянии. Со множеством кармашков, застежек-молний, двумя широкими ручками, длинным ремнем и фурнитурой под золото. Лоран инстинктивно оглянулся, что было глупо: не думал же он, что из воздуха материализуется женщина и заявит: «Это мое». Судя по тому, что сумка лежала на крышке бака, она была не пустая. Пустую и порванную хозяйка выбросила бы в бак. Хотя, если задуматься… Разве женщины выбрасывают сумки? Лоран вспомнил женщину, что делила с ним жизнь на протяжении двенадцати лет. Нет, Клер не выбросила ни одной своей сумки. У нее их было несколько, на каждый сезон. Она и обувь не выбрасывала. Если у нее на босоножках рвался ремешок, она несла их в починку. Но даже если спасти босоножки было уже нельзя, Лоран не помнил, что бы хоть раз видел их в мусорном ведре, среди картофельных очисток. Они куда-то исчезали таинственным образом. Но, вопреки этим рассуждениям, вернувшим его к давним воспоминаниям, оставалась вероятность, что владелица сумки избавилась от нее добровольно. С другой стороны, тот факт, что такая хорошая сумка лежит на крышке мусорного бака, свидетельствовал в пользу более неприятной гипотезы. Например, что сумку украли. Лоран взял ее в руки. Открыл молнию. И обнаружил, что внутри имеется довольно много того, что на канцелярите именуется «личными вещами». Он склонился над содержимым сумки, но в этот миг из двери черного хода вышла девушка, тянувшая за собой чемодан на колесиках. Пройдя мимо Лорана, она обернулась, встретилась с ним взглядом, ускорила шаг и в следующий миг скрылась за углом. Только сейчас до него дошло, до чего подозрительно он выглядит: небритый лохматый мужчина стоит над мусорным баком и роется в дамской сумке… Он быстро закрыл молнию. Теперь перед ним со всей неотвратимостью встал вопрос морально-этического свойства: забрать сумку с собой или пройти мимо. Ведь где-то в городе горюет женщина, лишившаяся своего имущества и уверенная, что оно никогда больше к ней не вернется. «Только мне одному известно, где ее сумка, — сказал себе Лоран, — и, если я ее здесь оставлю, ее увезут мусорщики или украдет кто-нибудь еще». Он принял решение. Взял сумку и пошел. Комиссариат полиции располагался минутах в десяти ходьбы. Он сдаст им сумку, заполнит два-три бланка, а потом отправится в кафе.
Странное это было ощущение. Как будто ему доверили чужую собаку и она идет за ним, но с оглядкой. Лоран и в самом деле держал ремешок сумки, как собачий поводок, накрутив на руку, чтобы меньше бросался прохожим в глаза. Он нес предмет, явно ему не принадлежащий и абсолютно неуместный в мужских руках. Еще одна женщина наткнулась взглядом на его сумку и тут же посмотрела на Лорана. Чем дальше он брел по бульвару, тем неуютнее себя чувствовал. Казалось, все до единого встречные косятся на него с недоумением: действительно, мужик с дамской сумочкой! Да еще лиловой!
Он и вообразить себе не мог, что десятиминутная прогулка обернется такой неловкостью. Кстати, Клер, он хорошо это помнил,
несколько раз просила подержать ее сумку — когда, например, у дверей подъезда вспоминала, что забыла дома сигареты, или когда ей надо было зайти в туалет в ближайшем кафе. И Лоран стоял посреди улицы с дамской сумкой в руках. Он и тогда — сущая правда — испытывал неловкость, но совсем недолго, потому что Клер вскоре возвращалась и забирала свое имущество. В те редкие минуты Лорану случалось ловить на себе взгляды женщин, понимающих, что он держит вещь, принадлежащую одной из их сестер, но в этих взглядах не было презрения — разве что легкая ирония. Стоит себе человек на улице и ждет жену. Это было
так же очевидно, как если бы он, на манер человека-бутерброда, нацепил на себя плакат с надписью «Моя жена сейчас вернется». Ему навстречу попалась стайка старшеклассниц в джинсах и конверсах. Они расступились, пропуская его, и его ушей
коснулось фырканье, сменившееся дружным смехом. Над чем они смеялись? Может, над красный блокнот ним? Он бы предпочел этого не знать. Какие чувства он вызывает у прохожих? Насмешку? Или подозрения? Он перешел на другую сторону улицы и нырнул в переулок. До комиссариата можно добраться и в обход.
Свет в приемную — комнату с серовато-бежевыми стенами — проникал сквозь окно без ручки с матовым стеклом. Пластиковые стулья, стол из ДСП. Двери двух кабинетов распахнуты настежь. Отдел, принимающий заявления о кражах, больше всего напоминал чистилище для женщин, лишившихся своих сумочек. Их здесь было пятеро, молодых и не очень, молчаливо ожидавших своей очереди. В одном из кабинетов пожилая дама с палочкой, утирая слезы, рассказывала свою историю; ее лоб закрывала толстая марлевая повязка. Пришедший вместе с ней седой мужчина явно чувствовал себя не в своей тарелке и не знал, куда девать глаза. Лоран находился в одном из тех ужасных мест, куда лучше не попадать, — вроде отделений неотложной помощи, служебных кабинетов таможенников в аэропорту, исправительных заведений и т. п. Проходя мимо одного из таких учреждений, мы тихо радуемся, что сейчас не там, а здесь, на улице, даже если с неба льет как из ведра. «Да что толку-то? — вслух произнесла невысокая брюнетка, читавшая “Вог”. — Все равно никто нам наших сумок уже не вернет». Мимо них прошествовал молодой офицер с толстой пачкой отксерокопированных документов.
— Извините, — обратился к нему Лоран. — Я тут нашел сумку…
Все пять сидевших в очереди женщин немедленно обратили на него взоры.
— Это не ко мне, — тотчас ответил Лорану офицер. — Вам надо вон в тот кабинет.
Из кабинета как раз выходил крупный мужчина с бритым черепом и маленькими глубоко посаженными глазками. Он провожал очередную посетительницу. В дверях он остановился и посмотрел на Лорана и его лиловую сумку.
— Я сумку принес… — повторил Лоран. — Нашел на улице.
— Прекрасный гражданский поступок! — отозвался бритоголовый. Он говорил густым сочным басом. — Амели! — позвал
он, и на его призыв из того же кабинета показалась белокурая пухленькая женщина. — Я говорю месье, что он совершил прекрасный гражданский поступок. — Ему самому явно нравилась отточенность собственных формулировок. — Он принес нам найденную сумку!
— Как замечательно! — подхватила Амели. Лоран слышал в ее голосе искреннее уважение к мужчине, не пожалевшему времени
для спасения дамской сумочки.
— Сами видите, — продолжил бритоголовый, правда, теперь его бас звучал чуть устало, — у нас тут очередь… Я смогу вас
принять… скажем… — Он бросил взгляд на часы. — Скажем, через час.
— Не раньше, чем через час, — мягко поправила его Амели, и он согласно кивнул головой.
— Может, я завтра утром зайду? — предложил Лоран.
— Как вам будет удобно, — ответил полицейский. — Мы работаем с девяти тридцати до часу и с двух до семи.
— Вы можете отнести сумку в бюро находок, месье, — добавила его коллега. — Улица Морийон, дом тридцать шесть. Это в Пятнадцатом округе.
Когда он выходил из комиссариата, пришла еще одна эсэмска. Электричка наконец тронулась, но к открытию магазина Мариза все равно не успевает. Лоран прошел мимо кафе «Надежда», даже не замедлив шага, — ничего, прочтет заметки о романе Пишье на работе. Перед жилым домом стоял зеленый грузовичок, и два молодых парня с наушниками на головах с грохотом опрокидывали в нутро машины мусорные баки. Опоздай он на несколько минут, и сумка точно сменила бы владельца, а то и вовсе отправилась на городскую свалку, где ее красотой наслаждались бы одни только чайки. Временный хранитель чужого имущества, Лоран поднялся в квартиру, положил сумку на диван и отправился открывать магазин. Можно было начинать день.
Это одновременно и увлекательный детектив, и очаровательная любовная история, которая тронет самого закоренелого циника.
The Telegraph
Всем, кто в восторге от «Элегантности ежика», читать обязательно!
Library Journal
Антуан Лорен – блестящий рассказчик!
Антуан Лорен — парижанин в пятом поколении, журналист, сценарист, режиссер, коллекционер антиквариата и автор шести книг. Его роман «Шляпа Миттерана» стал бестселлером и получил несколько престижных литературных премий. «Красный блокнот» издан на четырнадцати языках.
Le Figaro