ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under культурология


#СобачкаВоскресная — повод поговорить о Пикассо и Матиссе, Гертруде Стайн и Иве Сен Лоране, Вермеере и Поллоке, о том, как меценаты и бизнесмены создают крупнейшие музеи мира, об аукционах, ярмарках и торгах от Нью-Йорка до Парижа, об одной из первых феминисток художнице Розе Боннер, о буднях ГМИИ им. А. С. Пушкина и Нью-Йоркском Метрополитене, о миллиардере Поле Гетти, ярмарке TEFAF, самой большой концентрации частных самолетов в маленьком Маастрихте и даже о герое французских комиксов Тинтине.

«На каждый случай жизни найдется своя собачка”.
Сурия Садекова

Купить на Ozon: Садекова C. “Собачка Воскресная. Записки куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства Записки куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства


Этот проект — история очень личная и в то же время профессиональная. Личная — потому, что он родился в любви, безусловной любви автора к собаке Дуньке, преданному другу и члену семьи. Профессиональная — потому, что автор книги много лет прожила и проработала в Париже и вернулась в Москву с крайне редкими для нашей страны взглядами на мир и рынок искусства, умением видеть за великим — человека, и не только художника, а прежде всего личность: подвижника и визионера, коллекционера и мецената, музейного директора и куратора.
#СобачкаВоскресная появилась несколько лет назад, когда Сурия ненадолго вернулась в Париж, где принимала участие в монтаже выставки шедевров из коллекции Сергея Щукина в Фонде Louis Vuitton и одновременно приступила к подготовке выставки Хаима Сутина в Пушкинском музее. В поисках вдохновения она отправилась в Лувр, где на одной из картин увидела собачку, поразительно похожую на Дуньку, с которой прожила 14 счастливых лет. Эта собачка перекочевала в Facebook Сурии — и стала первой #СобачкойВоскресной.
Как и все последующие собачки, которых Сурия постила в Facebook строго по воскресеньям, она стала кураторской «засечкой на память», поводом рассказать удивительную историю картины, выставки, коллекции или целого музея, но чаще всего — историю человека, создавшего нечто выдающееся в мире искусства.
Из ностальгии по маленькому серому шнауцеру родился дневник куратора, на страницах которого бушуют нечеловеческие страсти и оживают гении разных эпох, от Средневековья до наших дней.
#СобачкаВоскресная, как и ее хозяйка, смотрит на искусство глазами куратора — продюсера и режиссера культуры, благодаря чему ее взгляд выхватывает то, что обычно остается скрытым для нас, не вовлеченных в этот удивительный мир. Благодаря этому взгляду мы узнаем, как устроен рынок искусства, где правят бал частные капиталы и личные амбиции; как галеристы, бизнесмены, меценаты создают крупнейшие музеи мира, а кураторы — невероятные выставки, которые погружают зрителя в миры, далеко выходящие за пределы искусства.

#СобачкаВоскресная рассказывает о Гертруде Стайн и американках в Париже начала ХХ века; о старых мастерах и современном искусстве; о шведском художнике Карле Ларссоне, который задолго до Хюгге и Икеи воплотил в своих работах знаменитый скандинавский стиль; о галеристе и ближайшем друге Пикассо Поле Розенберге; о кураторах и директорах музеев, которые совершают смелые поступки, сочетают несочетаемое и открывают Лувр в Абу-Даби, шокируя общественность то ли визионерством, то ли жаждой денег.
Такая близость к прекрасному обескураживает и восхищает, интригует и влечет в мир искусства даже людей, далеких от него. Так бывает, когда переплетаются личное с профессиональным, и автор делится с читателем не только знаниями, но и эмоциями, главная из которых — любовь.
—–
«…довольно быстро, посты про собачек обрели смысл, превратившись в заметки, с помощью которых я рассказываю о выставках. В девяноста процентах случаев эти собачки, увиденные в оригинале, помогают вспомнить выставки и музеи, которые я посещала, дают повод рассказать о людях, встречи с которыми дарит моя профессия.
Получились собачки — помощники куратора. Обретать форму дневниковых записей посты начали лишь месяца через два, когда, набрав определенное количество «материала», я вдруг поняла, что с помощью фрагментов картин можно выразить все что угодно — любые эмоции, отношение к тем или иным политическим событиям, передать свое настроение. В некоторых случаях собачки могут даже служить новой версией эзопова языка…
Книга #СобачкаВоскресная не появилась бы на свет без настойчивости и вдохновляющей энергии Александры Ерицян — исполнительного директора издательства “СЛОВО/SLOVO”. Саша полюбила моих #СобачекВоскресных и хотела видеть их не на страницах Facebook, а в виде самой настоящей книги. И я могла бы написать целый трактат о том, как она шла к намеченной цели и вела меня за собой».

Сурия Садекова, куратор, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов в ГМИИ имени А.С. Пушкина, где отвечает за разработку выставочной стратегии музея. Автор многочисленных статей об искусстве и мировом художественном рынке. Автор популярной книги Моя дорогая мебель: Искусство покупать антиквариат. Куратор выставок: Хаим Сутин: ретроспектива, Анатомия кубизма, Восточный джаз/East West Jazz в ГМИИ им. А. С. Пушкина

Оглавление книги «#СобачкаВоскресная Записки куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства»:

О том, как благодаря Хаиму Сутину и походам в Лувр появилась #СобачкаВоскресная, о собачках-«поводырях», про Дуньку-парижанку и Дуньку-коллекционера
О моей первой музейной выставке, на которой, благодаря Сутину, Поллок и Бэкон подружились с Фрагонаром и Шарденом
О кураторском триумфе, блистательной выставке и «Борзых графа де Шуазёля», которые украсили ее своим присутствием
О «Голосах безмолвия», портрете кисти Гойи, выставке, посвященной Андре Мальро, и эклектичной коллекции Ива Сен-Лорана
О единственной собачке, которой посчастливилось быть изображенной у ног Рембрандта, и — между делом — о выставке произведений великого голландца в парижском Музее Жакмар-Андре
О несостоявшейся выставке и об охотничьих собаках иранского шахиншаха Бахрам Гура, которые так и не добежали до Пушкинского музея
О нью-йоркских торгах модернистским и современным искусством и двух собачках, ушедших с молотка
О красной собачке, о том, какое впечатление производит недооцененная туристами сиенская Пинакотека, и важности цвета
О Карле Ларссоне — художнике, умеющем писать счастье, и Вильгельме Хаммерсхёе — поэте тишины
Не о Паоло Веронезе, не об итальянском рисунке, не о прекрасной собаке, а о Салоне рисунка и настоящих галеристах
О Поле Розенберге — маршане и близком друге Пикассо, судьбе его коллекции и о противоречивой Мари Лорансен, которой никогда не посвящали выставки
О союзе финансиста и антиквара, проданных сокровищах, фальшивках Меегерена и о том, как из всего этого родилась Вашингтонская национальная галерея
О Генри Фрике, Моисе де Камондо, человеческих судьбах и «ремонте кармы»
О Кристофе Лерибо, директоре, который не следует за вкусом публики, об изгнании нафталинового духа и американской энергии во французском музее
О влиянии женщины на мировосприятие художника, кураторстве и кураторах, музейном буме и важности имени на афише
О том, как Пиф помогал советским школьникам учить французский язык, и про взрослых коллекционеров рисунков из альбомов про Тинтина и Милу
О собачке Розы Бонёр, американской «французскости», Елисейских полях, площади Согласия и Скулкилле, которая так и не стала Сеной
О музейных магазинах, внутренней свободе, «Розовом ателье» и лучших врагах Матиссе и Пикассо
О директорах Музея Орсе, ощущении семьи, цвете в экспозициях и искусстве XIX века
Об эпатажности Кита Харинга, единственной неопубликованной статье и Пикассо нового столетия
Об эталонном коллекционере Гертруде Стайн, неважности колоссальных денег и важности острого глаза
О музейной собачке, легендарном персонаже Пушкинского музея, грибах, засоленных в бутылках из-под шампанского, и сейфе, который упаковали в чемодан
О городе, где погиб Д’Артаньян, пробках из частных самолетов и главной всемирной ярмарке, которая не знает скандалов
О важности чтения музейных этикеток, интересе к голландской живописи и о том, что у Яна Вермеера не было собачек

Купить на Ozon: Садекова C. “Собачка Воскресная. Записки куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства Записки куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства

Комментариев (0) Posted by Said on Среда, октября 7, 2020


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

Post A Comment