На родине героини данной книги, в Дагестане, вышла книга «Алла Джалилова» Саиды Муртазалиевой. Художественное-публицистическая повесть-эссе о единственной за всю историю Большого театра дагестанской балерине Алле Джалиловой продолжает серию публикаций из цикла «Знаменитые женщины Дагестана». Книга посвящена 100-летию со дня рождения Аллы Джалиловой (21 ноября 1908 г.)
Автор этого проекта известна по многочисленным статьям о людях, которые входят в число знаменитостей Дагестана.
Героиня книги Алла Джалилова принадлежала высокому искусству балета, была духовной целительницей своего поколения. Алла Джалилова оставалась образом, наполненным очаровательной тайной уже ускользающей натуры и самого времени, а для многих дагестанцев и своих учеников – проводником в мир гармонии и красоты балетного искусства.
Книга адресована тем, кому небезразлична духовная культура, искусство Дагестана и его гармоничный образ в цивилизованном мире.
Новое поколение любителей балета и культуры только понаслышке знакомо с именем Аллы Джалиловой. Пришли иные времена, взошли другие имена…
Начальной ступенью для данной книги послужила первая статья Саиды Муртазалиевой “Хореографические метафоры Аллы Джалиловой” в журнале “Наш Дагестан”. Статья – о творческой судьбе и жизни незаурядной женщины, через которые прошли и сплелись судьбы многих дагестанских, махачкалинских и московских семей. Статья вызвала интерес, добрые отклики читателей и послужила стимулом к написанию книги. Сохраняя образ балерины, как главную центральную фигуру, автору книги хотелось вернуть ее образ, пока время окончательно не заслонило его от нас в круговороте событий, где мелькают годы, лица, завершаются начатые сюжеты, а то и вовсе обрываются.
Попасть в труппу Большого театра – это ли не самая великая честь, не самая большая радость и не самая высокая оценка таланта для певца, танцора, музыканта! Путь к Большому театру для артиста – путь к вершинам искусства. И этот путь преодолела одна из дочерей многонационального Дагестана балерина Алла Джалилова.
Книга, как надежный приют уединения, может помочь не только на какое-то время отгородиться от неизбежной суеты, разочарований и от того, что в сегодняшнем обществе не так уж безмятежно.
В книге “Алла Джалилова” описывается история женщины, у которой было мало свободных минут. Она находилась в вечном кружении времени, стараясь, дерзая, страдая, любя. Сумела сохранить свое имя, добрую память о себе и красивую улыбку на фотографиях, которая словно хочет сказать: за спиной у меня у меня великое будущее.
Почти 30 лет Алла Джалилова танцевала в Большом театре. Каждый день балерина спешила туда, чтобы подышать необыкновенным воздухом сцены, сыграть еще одну роль. А ею уже было исполнено более пятидесяти партий. Успех. Награды.
“Балетная Энциклопедия”
Джалилова Алла Гаевна, р. 8(21).II.1908 г. Советская артистка и педагогю Заслуженная артистка ДАССР (1951 г.). По окончании Московского хореографического училища (педагог В.Д. Тихомиров) в 1927-1951 гг. в Большом театре Союза ССР. Партии: Мерседес (“Дон-Кихот”), Айя (“Баядерка”), Испанский танец (“Лебединое озеро”), Венгерский танец (“Раймонда”), Лезгинка (опера “Демон”) и Танцовщица со змеей (“Золушка”), Цага (“Половецкие пляски”) и другие.
В 1933-1946 гг. – педагог Московского хореографического училища, в 1958-1974 гг. – театральное училище им. Щукина (народно-характерный танец). М., 1981. С. 183.
Алла Джалилова скончалась в 1992 году. Похоронена на мусульманском кладбище в Домодедово.
Ее беззаветное служение сцене отмечено в 1951 году орденом “Знак Почета”, ей присвоено звание заслуженной артистки ДАССР. Ее имя вместе со сценическим портретом внесено в большой буклет, посвященный юбилею Большого театра (издан в 1947г.) наряду с такими величинами, как Ф.Шаляпин, Л.Собинов и С. Мессерер, О, Лепешинская, С. Головкина. А. Джалилова названа превосходной исполнительницей характерных танцев.
Содержание книги “Алла Джалилова”:
От автора.
Глава 1. Застывшие мгновения
Глава 2. Начало истории
Глава 3. Музыка детства, дома и танца
Глава 4. Памятный день
Глава 5. Магия “Большого” и Новогодней сказки
Глава 6. Дорогой заветный желаний
Глава 7. Московские огни
Глава 8. В мире “Большом”
Глава 9. Семейный круг, или Превратности судьбы
Глава 10. Хореографисеские метафоры, или Рампа зажигает огни
Глава 11. Город, который можно услышать, или “Сон в летнюю ночь…”
Глава 12. Приют отшельника – Эрмитаж
Глава 13. Мариинский театр, или Пять вечеров
Глава 14. Сирень
Глава 15. Фронтовые дорогие, или “От Москвы до самых до окраин…”
Глава 16. И снова сирень
Глава 17. По горным дорогам, или Ахтынские пасторали
Глава 18. “Хаджи-Мурат”
Глава 19. Nota Bella
Глава 20. Схожие судьбы
Глава 21. Лесной бал
Глава 22. Грань времен, или Обратные связи
Глава 23. О чем писала пресса
Глава 24. Мир афиш, наград и признания
Глава 25. Конец главы
Глава 26. Последнее пристанище
Глава 27. Возвращение “Странствующей” балерины
Глава 28. Свет рампы
Глава 29. Флер расставания
Глава 30. Вместо заключения
Подписи под фотографиями
Литература