ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under биографии

Обложка книги

На родине героини данной книги, в Дагестане, вышла книга «Алла Джалилова» Саиды Муртазалиевой. Художественное-публицистическая повесть-эссе о единственной за всю историю Большого театра дагестанской балерине Алле Джалиловой продолжает серию публикаций из цикла «Знаменитые женщины Дагестана». Книга посвящена 100-летию со дня рождения Аллы Джалиловой (21 ноября 1908 г.)

Автор этого проекта известна по многочисленным статьям о людях, которые входят в число знаменитостей Дагестана.

Героиня книги Алла Джалилова принадлежала высокому искусству балета, была духовной целительницей своего поколения. Алла Джалилова оставалась образом, наполненным очаровательной тайной уже ускользающей натуры и самого времени, а для многих дагестанцев и своих учеников – проводником в мир гармонии и красоты балетного искусства.

Книга адресована тем, кому небезразлична духовная культура, искусство Дагестана и его гармоничный образ в цивилизованном мире.

Новое поколение любителей балета и культуры только понаслышке знакомо с именем Аллы Джалиловой. Пришли иные времена, взошли другие имена…

Начальной ступенью для данной книги послужила первая статья Саиды Муртазалиевой “Хореографические метафоры Аллы Джалиловой” в журнале “Наш Дагестан”. Статья – о творческой судьбе и жизни незаурядной женщины, через которые прошли и сплелись судьбы многих дагестанских, махачкалинских и московских семей. Статья вызвала интерес, добрые отклики читателей и послужила стимулом к написанию книги. Сохраняя образ балерины, как главную центральную фигуру, автору книги хотелось вернуть ее образ, пока время окончательно не заслонило его от нас в круговороте событий, где мелькают годы, лица, завершаются начатые сюжеты, а то и вовсе обрываются.

Попасть в труппу Большого театра – это ли не самая великая честь, не самая большая радость и не самая высокая оценка таланта для певца, танцора, музыканта! Путь к Большому театру для артиста – путь к вершинам искусства. И этот путь преодолела одна из дочерей многонационального Дагестана балерина Алла Джалилова.

Книга, как надежный приют уединения, может помочь не только на какое-то время отгородиться от неизбежной суеты, разочарований и от того, что в сегодняшнем обществе не так уж безмятежно.

В книге “Алла Джалилова” описывается история женщины, у которой было мало свободных минут. Она находилась в вечном кружении времени, стараясь, дерзая, страдая, любя. Сумела сохранить свое имя, добрую память о себе и красивую улыбку на фотографиях, которая словно хочет сказать: за спиной у меня у меня великое будущее.

Почти 30 лет Алла Джалилова танцевала в Большом театре. Каждый день балерина спешила туда, чтобы подышать необыкновенным воздухом сцены, сыграть еще одну роль. А ею уже было исполнено более пятидесяти партий. Успех. Награды.

78fd21dfcaa9.jpg

“Балетная Энциклопедия”

Джалилова Алла Гаевна, р. 8(21).II.1908 г. Советская артистка и педагогю Заслуженная артистка ДАССР (1951 г.). По окончании Московского хореографического училища (педагог В.Д. Тихомиров) в 1927-1951 гг. в Большом театре Союза ССР. Партии: Мерседес (“Дон-Кихот”), Айя (“Баядерка”), Испанский танец (“Лебединое озеро”), Венгерский танец (“Раймонда”), Лезгинка (опера “Демон”) и Танцовщица со змеей (“Золушка”), Цага (“Половецкие пляски”) и другие.

В 1933-1946 гг. – педагог Московского хореографического училища, в 1958-1974 гг. – театральное училище им. Щукина (народно-характерный танец). М., 1981. С. 183.

Алла Джалилова скончалась в 1992 году. Похоронена на мусульманском кладбище в Домодедово.

Ее беззаветное служение сцене отмечено в 1951 году орденом “Знак Почета”, ей присвоено звание заслуженной артистки ДАССР. Ее имя вместе со сценическим портретом внесено в большой буклет, посвященный юбилею Большого театра (издан в 1947г.) наряду с такими величинами, как Ф.Шаляпин, Л.Собинов и С. Мессерер, О, Лепешинская, С. Головкина. А. Джалилова названа превосходной исполнительницей характерных танцев.

Содержание книги “Алла Джалилова”:

От автора.
Глава 1. Застывшие мгновения
Глава 2. Начало истории
Глава 3. Музыка детства, дома и танца
Глава 4. Памятный день
Глава 5. Магия “Большого” и Новогодней сказки
Глава 6. Дорогой заветный желаний
Глава 7. Московские огни
Глава 8. В мире “Большом”
Глава 9. Семейный круг, или Превратности судьбы
Глава 10. Хореографисеские метафоры, или Рампа зажигает огни
Глава 11. Город, который можно услышать, или “Сон в летнюю ночь…”
Глава 12. Приют отшельника – Эрмитаж
Глава 13. Мариинский театр, или Пять вечеров
Глава 14. Сирень
Глава 15. Фронтовые дорогие, или “От Москвы до самых до окраин…”
Глава 16. И снова сирень
Глава 17. По горным дорогам, или Ахтынские пасторали
Глава 18. “Хаджи-Мурат”
Глава 19. Nota Bella
Глава 20. Схожие судьбы
Глава 21. Лесной бал
Глава 22. Грань времен, или Обратные связи
Глава 23. О чем писала пресса
Глава 24. Мир афиш, наград и признания
Глава 25. Конец главы
Глава 26. Последнее пристанище
Глава 27. Возвращение “Странствующей” балерины
Глава 28. Свет рампы
Глава 29. Флер расставания
Глава 30. Вместо заключения
Подписи под фотографиями
Литература

Комментариев (0) Posted by Said on Вторник, апреля 22, 2008


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

Post A Comment