ЛитБлог
Книжные новинки и рецензии на них
Filed under биографии, культурология

Обложка книги

На родине героини данной книги, в Дагестане, вышла книга «Алла Джалилова» Саиды Муртазалиевой. Художественное-публицистическая повесть-эссе о единственной за всю историю Большого театра дагестанской балерине Алле Джалиловой продолжает серию публикаций из цикла «Знаменитые женщины Дагестана». Книга посвящена 100-летию со дня рождения Аллы Джалиловой (21 ноября 1908 г.)

Когда находишься вне дома – постоянно думаешь о нем, и все, что касается твоей географии, становится особенно важным и значительным. Реагируешь на новости, происходящие в родном крае, политические и культурные события, обращаешь внимание на будни и праздники.

Одно из таких событий, к которому готовится дагестанское общество – 100-летие со дня рождения балерины из Большого театра оперы и балета Аллы Джалиловой (21 ноября 1908 г.)

Впервые я узнал об этом имени из различных статей в СМИ. В Москве ко мне попало великолепное издание о жизни балерины, которая смогла занять достойное место, вошла в архивную хронику центральной печати, в «Энциклопедию о балете», где убедительно подчеркнуто ее мастерство, ее необходимость своему времени, обществу.

В книге «Алла Джалилова» автора Саиды Муртузалиевой, вышедшей в Дагестанском книжном издательстве, рассказана судьба балерины, надо сказать, счастливая.

Книга «Алла Джалилова» - художественное-публицистическая повесть-эссе о единственной за всю историю Большого театра дагестанской балерине Алле Джалиловой продолжает серию публикаций из цикла «Знаменитые женщины Дагестана».

Алла Джалилова выступала на сцене театра великих традиций, представляя русский балет. Она корнями и всем сердцем была связана с Кавказом, Дагестаном. Когда книга была прочитана, она оставила впечатление просмотренного живого фильма. Контакт с реальностью прошлой эпохи, созданный автором, демонстрирует изящество и легкость. Таков ее стиль письма.

Героиня книги Алла Джалилова принадлежала высокому искусству балета, была духовной целительницей своего поколения. Алла Джалилова оставалась образом, наполненным очаровательной тайной уже ускользающей натуры и самого времени, а для многих дагестанцев и своих учеников – проводником в мир гармонии и красоты балетного искусства.

От книги и образа балерины остается долгое и глубокое впечатление. В повести много стихов, всесторонней информации о культуре, о людях и жизни.

В ней отражены страницы из дагестанской жизни и из творчества на большой сцене, составивших ее биографию и славу. Среди ее «ближнего и семейного круга» для меня есть лица приятно узнаваемые. Они из семей Джалиловых, Исмаиловых и др. дагестанских семей.
В текстах, введенных в главу «О чем писала пресса», видна старая классическая школа журналистики. Это люди, которые умели восхищаться и служить своим кумирам.
Да и вся книга, как будто написана на едином дыхании, пропитана духом времени.
За написанным читается и личность автора, ее подготовленность к встрече с прекрасным и умеющего увлечь читателя в эту страну. Автору также удалось передать в наследство сегодняшнему читателю отысканные следы судьбы балерины Джалиловой, следы прошлого, как историческую биографию того поколения. За что ей огромная благодарность. Это для нас, молодых, необходимый пример того, что надо почаще останавливаться, оборачиваться назад, что дает возможность увидеть, понять, кто стоит за твоими плечами.
Я окончил исторический факультет отделения востоковедения Дагестанского государственного университета. Мне повезло и в том, что родился в семье ученых-востоковедов, историков, философов, археологов династии Шихсаидовых и Гаджиевых.
И еще тех, кто был у истоков нашего родового древа. Весь мир, окружающий меня с детства – это сплошные известные имена и продолжатели этих имен: Ярагский, Алкадари, Гасановы, Шихсаидовы, Гаджиевы.
Такие корни, духовная реальность, просветительство обязывают в контакте с реальностью стараться соответствовать, что невероятно ответственно и сложно.
Как член-соревнователь Историко- Родословного общества в Москве, я принимал участие в конкурсе «Моя родословная», где получил призы и грамоту «За самую длинную родословную». В конкурсе «Защитники земли русской» работа, написанная мной была посвящена истории жизни Героя Советского Союза, легендарного подводника Гаджиева Магомеда Имамудиновича, которая вошла в тройку лучших. Это вдохновляет.
Несмотря на то, что у нас на Кавказе, есть еще большие проблемы, но что-то уже излечивается. Он по-прежнему притягателен и у Кавказского мира много почитателей, друзей.
В Париже существует Кавказский центр научных исследований. Когда с моим дедушкой Амри Рзаевичем Шихсаидовым доктором исторических наук, профессором я оказался в научной командировке в Париже и в Бохумском университете в Германии, убедился в особом отношении к Дагестану, к его истории и культуре.
Они прекрасно знакомы и с большим трепетом относятся к именам национальных героев, к просветителям и др. знаменитостям Кавказского края.
Жаль, что мне тогда еще не привелось так близко познакомиться с судьбой Аллы Джалиловой и упомянуть о ней там. Но теперь, в чем я совершенно убежден, имя моей землячки органично может вписаться в галерею имен нашей гордости, находясь рядом с такими ее современниками: Халилбек Мусаев, Дженнет и Джемал Далгат, Али, Генрих и Готфрид Гасановы, Сафият Аскарова, Аскар Сарыджа и т.д., составляя достойный общий образ нашего Дагестана не только в Кавказском центре в Париже, в Германии, но и представляя его образ на многих горизонтах международных отношений.
Это имя – еще и соединяющий мост между малой и большой Родиной, двух культур – России и Дагестана.
Что же до нас – сегодняшних поклонников истории, искусства, культуры, для молодых ученых, желающих знать историю своего народа и определить ее часть в мировой истории и культуре, образ Аллы Джалиловой – это импульс к очередному поиску имен, канувших в Лету, тех, чьи, судьбы еще предстоит вернуть, как это сделала С. Муртузалиева, чтобы они остались с нами, победив время.
Начальной ступенью для данной книги послужила первая статья Саиды Муртазалиевой “Хореографические метафоры Аллы Джалиловой” в журнале “Наш Дагестан”. Статья – о творческой судьбе и жизни незаурядной женщины, через которые прошли и сплелись судьбы многих дагестанских, махачкалинских и московских семей. Статья вызвала интерес, добрые отклики читателей и послужила стимулом к написанию книги. Сохраняя образ балерины, как главную центральную фигуру, автору книги хотелось вернуть ее образ, пока время окончательно не заслонило его от нас в круговороте событий, где мелькают годы, лица, завершаются начатые сюжеты, а то и вовсе обрываются.
Попасть в труппу Большого театра – это ли не самая великая честь, не самая большая радость и не самая высокая оценка таланта для певца, танцора, музыканта! Путь к Большому театру для артиста – путь к вершинам искусства. И этот путь преодолела одна из дочерей многонационального Дагестана балерина Алла Джалилова.
Алла Джалилова – имя, оставшееся с нами. Книга, как надежный приют уединения, может помочь не только на какое-то время отгородиться от неизбежной суеты, разочарований и от того, что в сегодняшнем обществе не так уж безмятежно.
В книге “Алла Джалилова” описывается история женщины, у которой было мало свободных минут. Она находилась в вечном кружении времени, стараясь, дерзая, страдая, любя. Сумела сохранить свое имя, добрую память о себе и красивую улыбку на фотографиях, которая словно хочет сказать: за спиной у меня у меня великое будущее.
Почти 30 лет Алла Джалилова танцевала в Большом театре. Каждый день балерина спешила туда, чтобы подышать необыкновенным воздухом сцены, сыграть еще одну роль. А ею уже было исполнено более пятидесяти партий. Успех. Награды.

78fd21dfcaa9.jpg

Книга адресована тем, кому небезразлична духовная культура, искусство Дагестана и его гармоничный образ в цивилизованном мире.

“Балетная Энциклопедия”

Джалилова Алла Гаевна, р. 8(21).II.1908 г. Советская артистка и педагог. Заслуженная артистка ДАССР (1951 г.). По окончании Московского хореографического училища (педагог В.Д. Тихомиров) в 1927-1951 гг. в Большом театре Союза ССР. Партии: Мерседес (”Дон-Кихот”), Айя (”Баядерка”), Испанский танец (”Лебединое озеро”), Венгерский танец (”Раймонда”), Лезгинка (опера “Демон”) и Танцовщица со змеей (”Золушка”), Цага (”Половецкие пляски”) и другие.
В 1933-1946 гг. – педагог Московского хореографического училища, в 1958-1974 гг. – театральное училище им. Щукина (народно-характерный танец). М., 1981. С. 183.
Алла Джалилова скончалась в 1992 году. Похоронена на мусульманском кладбище в Домодедово.
Ее беззаветное служение сцене отмечено в 1951 году орденом “Знак Почета”, ей присвоено звание заслуженной артистки ДАССР. Ее имя вместе со сценическим портретом внесено в большой буклет, посвященный юбилею Большого театра (издан в 1947г.) наряду с такими величинами, как Ф.Шаляпин, Л.Собинов и С. Мессерер, О, Лепешинская, С. Головкина. А. Джалилова названа превосходной исполнительницей характерных танцев.

Содержание книги “Алла Джалилова”:

От автора.
Глава 1. Застывшие мгновения
Глава 2. Начало истории
Глава 3. Музыка детства, дома и танца
Глава 4. Памятный день
Глава 5. Магия “Большого” и Новогодней сказки
Глава 6. Дорогой заветный желаний
Глава 7. Московские огни
Глава 8. В мире “Большом”
Глава 9. Семейный круг, или Превратности судьбы
Глава 10. Хореографисеские метафоры, или Рампа зажигает огни
Глава 11. Город, который можно услышать, или “Сон в летнюю ночь…”
Глава 12. Приют отшельника – Эрмитаж
Глава 13. Мариинский театр, или Пять вечеров
Глава 14. Сирень
Глава 15. Фронтовые дорогие, или “От Москвы до самых до окраин…”
Глава 16. И снова сирень
Глава 17. По горным дорогам, или Ахтынские пасторали
Глава 18. “Хаджи-Мурат”
Глава 19. Nota Bella
Глава 20. Схожие судьбы
Глава 21. Лесной бал
Глава 22. Грань времен, или Обратные связи
Глава 23. О чем писала пресса
Глава 24. Мир афиш, наград и признания
Глава 25. Конец главы
Глава 26. Последнее пристанище
Глава 27. Возвращение “Странствующей” балерины
Глава 28. Свет рампы
Глава 29. Флер расставания
Глава 30. Вместо заключения
Подписи под фотографиями
Литература

© Гаджиев Саид

Комментариев (0) Posted by Said on Понедельник, декабря 29, 2008


You can follow any responses to this entry through the magic of "RSS 2.0" and leave a trackback from your own site.

Post A Comment